Выставка: «Сказочники. Книжная графика Владимира Конашевича, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова из частных кол­лекций и собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина»

В Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина проходит выставка «Сказочники. Книжная графика Владимира Конашевича, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова из частных кол­лекций и собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина».

Владимир Конашевич (1888-1963) — один из ве­дущих художников книги се­редины XX века. Он создал особый, узнаваемый стиль иллюстрации, соединив в своих работах традицию графики художественного объединения «Мир искус­ства», членом которого был в 1922-1924 годах, с точным изображением со­ветского быта; сочетал де­коративность с подробным рассказом о событиях и ге­роях. Главным в иллюстра­циях для детей Конашевич считал выразительность: «Если в тексте книжки гово­рится о носатом человеке, то на картинке может быть не человек с большим но­сом, а нос, к которому при­ставлен человек».

konashevichРанний период творчества художника представлен в экспозиции иллюстраци­ями к «Мухе-Цокотухе» и «Мойдодыру» Чуковского, которые близки по стилю к мультипликации того пери­ода. Во время войны Кона­шевич много работал над оформлением сказок Ан­дерсена — тогда были соз­даны знаменитые рисунки к «Соловью» и «Дюймовочке», которые также экспониру­ются на выставке. В конце 1940-х — начале 1950-х годов художник сотрудничал также с Михалковым, Барто. Этим иллюстрациям посвящен от­дельный зал выставки.

С середины 1950-х годов начался самый яркий пери­од в творчестве Конашеви­ча. Он создал иллюстра­ции к сборнику английских детских стихов в переводе Маршака «Плывет, плывет кораблик», «Золушке» Перро, книгам «Чудо-дерево» Чуковского и «Приходи, сказка!» Даля. За книги «Плывет, плывет кораблик» и «Сказки старого Сюня» на международной выставке книжного искусства в Лейп­циге Конашевич получил серебряную медаль.

В начале 1960-х годов Владимир Конашевич ил­люстрировал сказки на­родов мира — французские песенки «Сюзон и мотылек», сборник польских народных песенок «Дедушка Рох». На выставке также представ­лены последние работы художника к произведениям Пушкина — «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Золо­том петушке» и «Сказка о мертвой царевне».

Вторая часть выставки — это книжная графика Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова. В конце 1950-х годов многие художники- нонконформисты начали работать в издательствах «Детская литература» и «Ма­лыш». Кабаков писал: «Я ис­пытал значительное влияние творчества «отца иллюстра­ции», Владимира Конаше­вича… Он создал стиль сентиментального рисунка для детей. Впоследствии этот стиль был фактически канонизирован». Творчество Конашевича стало для этих мастеров отправной точкой в создании собственно­го пути оформления книг. Стиль каждого автора узна­ваем и ярко индивидуален: отточенная, виртуозная гра­фика Кабакова; артистич­ные, живые, полные юмора рисунки творческого союза Булатова и Васильева; за­гадочный и парадоксальный мир Пивоварова.

Иллюстрирование детских книг стало для этих худож­ников «пространством экс­перимента». Булатов писал: «Очень важно, чтобы это была книга для маленьких детей, потому что в такой книге иллюстрации играют не меньшую, а иногда даже большую роль, чем текст. И вот это было для нас са­мым интересным в книжной работе. Увидеть, организо­вать и построить всю книгу от начала до конца. Образ книги, характер рисования, характер колорита».

Илья Кабаков — советский и американский художник, представитель московско­го концептуализма. Его работы «Жук» ($5,8 млн., 2008) и «Номер люкс» ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда- либо проданными произ­ведениями современного российского искусства. Он чаще других художников иллюстрировал научно-по­пулярные издания для детей. Книга «Что из чего» Е.П.Мара рассказывала детям о мире технологий, химии и, по словам Кабакова, «давала основы понимания форм материальной культуры». «А Б В.» А.М.Маркуши — это детская энциклопедия, в которой с каждой буквы алфавита начинается статья о техническом приспособле­нии или устройстве: корабль, пушка, молоток… В экспо­зиции представлены десять иллюстраций Кабакова к этим книгам, выполненные в конце 1960-х годов.

Виктоpivovarovр Пивоваров офор­мил более 50 книг, сотруд­ничал с журналами «Зна­ние — сила», «Мурзилка» и «Веселые картинки» (именно он создал знаменитый лого­тип этого журнала, состоя­щий из «букв-человечков»). Известность ему принесли иллюстрации к сказкам Ан­дерсена. Пивоваров был од­ним из первых иллюстрато­ров, заметивших, что сказки датского писателя — это не только волшебные истории для детей; в них есть серьез­ный «взрослый» подтекст, трагизм и «вечные вопросы».

«В своем «Оле-Лукойе», — пишет худоджник, — я свел Андерсена и Босха. Я слил в единое целое андерсоновские мечты, фантазии сво­его убогого впечатлениями детства и авангардную пси­ходелику Босха — увлечение своей художественной юно­сти». Кроме того, Пивоваров придал портретные черты облику волшебника.

Эрик Булатов и Олег Ва­сильев работали с 1959 по 1989 год в издательстве «Малыш». Графике этих ху­дожников присуще обилие декоративных элементов — излюбленный прием иллю­страторов тех лет. Булатов говорил: «Мы выработали такого художника, который был не Олегом Васильевым и не Эриком Булатовым. Это был некто третий. Все наши книжки проиллюстри­рованы этим художником». Это рисунки 1970-х годов к трем знаменитым сказкам: «Золушке» и «Спящей кра­савице» Перро и «Чудесно­му путешествию Нильса с дикими гусями» Лагерлеф.

Выставка продлится до 28 июня 2015 г.

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.