Георгий Якулов. Путь от славы до забвения

Третьяковская галерея представляет публике одного из самых ярких и оригинальных художников начала XX века, «артиста и интеллигента», «последнего из могикан богемной жизни» — Георгия Богдановича Якулова (1884-1928). Впервые с 1975 года наследие реформатора театральной сцены и автора художественной теории «разноцветных солнц» будет представлено наиболее полно.

yakulovНа выставке собрано более 130 произведений: живописные и графические работы, эскизы театральных костюмов и декораций.

В своем искусстве Якулов стремился решить амбициозную задачу — соединить художественные традиции Востока и Запада. Армянин по национальности, он родился и вырос в Тифлисе, как живописец сформировался в Москве.

Большое значение Якулов придавал вопросам колорита. В теории «разноцветных солнц», над которой художник начал работать в середине 1900-х годов, он стремился объяснить связь, существующую между природой и культурой: согласно его наблюдениям доминирующий цвет в живописи разных стран и регионов находится в прямой зависимости от характера солнечного освещения в них. С 1906 года его произведения начинают появляться на выставках. Успех был завоеван быстро и оказался прочным. Формирование индивидуальности художника счастливо совпадало с тенденциями современного искусства. Склонность к романтической фантастике, тяга к экзотике, декоративное чувство цвета для Якулова были врожденными и органически вливались в стилистику русской живописи начала XX века.

Умение соединить сложные планы в живописное единство, характер пространственного мышления, богатство фантазии и способность облечь ее в конструктивные формы, отличающие станковую живопись Якулова, особенно ярко развернулись в его театрально-декорационных работах. Первые опыты в этом жанре — оформление благотворительных вечеров и базаров. В 1916 году он начал работать над интерьером артистического кафе «Пит-тореск» на Кузнецком мосту (ныне Дом художника). Открытие его состоялось уже после революции, в январе 1918 года. Якулов, которому принадлежал основной замысел, работал вместе с другими художниками (В. Татлиным, А. Осмеркиным).

В кафе, вскоре получившем новое название «Красный петух», проводились диспуты и дискуссии, ставились спектакли, здесь читали стихи Блок, Маяковский, Есенин.

Захваченный романтикой революционной эпохи, ее пафосом, Якулов задумал «Питтореск» как «Мировой вокзал искусства», барабан которого будет возвещать «приказы по армии мастерам новой эпохи». Новаторским было и пластическое решение: наряду с живописными панно, витражом использовались объемные элементы. Динамичность внутреннего пространства создавалась неотъемлемой от декорации системой меняющегося, подвижного освещения. «Все это переливалось светом, все вертелось, вибрировало, казалось, что вся эта декорация находится в движении».

Эти новаторские открытия и завоевания Якулов вынес и на сцену театра. Первым его спектаклем стала пьеса Клоделя «Обмен» (1918, Камерный театр), но по-настоящему и во всем блеске раскрылся Якулов-декоратор в «Принцессе Брамбилле», спектакле-арлекинаде, поставленном по Гофману А. Таировым в 1920 году. Лестницы, колонны, подвесные площадки и переходы, составляющие архитектонику сцены, давали ощущение легкости, динамичности, подчеркивали импровизационную свободу и изящество актерской игры.

Шумная слава, которая сопровождала мастера при жизни, со временем сменилась забвением.

Настоящая выставка позволит вернуть интерес к этой фигуре и показать особое место Якулова в ряду художников искусства авангарда.

Выставка продлится до 19 июля.

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.