Досье для Мельпомены. Театр-студия «Человек»

Лет десять назад в этот театр можно было попасть только по специальной рекомендации, что театральных людей нисколько не удивляло. В «Человеке» (сначала в подвале на Бауманской, затем в Скатертном переулке) шли «Эмигранты» но пьесе польского драматурга Славомира Мрожека. Замкнутый мир подвала, который следовало считать «абсурдным», «забирал» зрителей целиком, без остатка, на протяжении двух с половиной часов не давая расслабиться ни на минуту. При таком тесном контакте было совершенно невозможно не сопереживать персонажам, обозначенным автором как «АА» и «XX», и любой сидящий в зрительном зале мог легко узнать в них себя. Спектакль, фактически запрещенный у нас в стране, как это ни странно, объездил весь мир, игрался на самых престижных фестивалях. В 1990 году в Кракове проходил своеобразных смотр постановок, посвященный шестидесятилетнему юбилею Мрожека, где «Эмигрантов» наконец-то увидел сам автор.

Но лето восьмилетней давности памятно не только этим. К тому времени легендарный спектакль игрался под эгидой Пятой студии MXAТ, «Человек» же, переживающий, быть может, один из самых трудных этапов своей жизни, привез в Краков мрожековский «Стриптиз». Несмотря на трудность и болезненность разрыва, коллективы сохраняли удивительную вежливость и такт по отношению друг к другу. Подобная интеллигентность, довольно редко встречающаяся в театральной среде, покорила тогда всех участников и гостей фестиваля.

Именно она определяет вот уже больше двадцати лет стиль тёатра-студии «Человек». Кажется, что время не властно над ним. Вынёсенное в название слово определяет его жизненную позицию. Для многих именно этот театр стал надежной «крышей», под которой можно делать самые рискованные шаги. Художественный руководитель «Человека» Людмила Рошкован проявляет незаурядный педагогический дар, не боясь приглашать начинающих режиссеров. Так в своё время здесь ставил еще никому не известный Сергей Женовач, предложивший вниманию публики «Панночку» по Н.В. Гоголю и «Иллюзию» П.Клоделя. Свой второй спектакль сделал молодой многообещающий режиссер Виктор Шамиров, воскресивший пьесу А.Н. Островского «Не все коту масленица». В отличие от коллег по цеху Рошкован не боится, что успех «варягов» затмит ее собственный — ведь любая удача все равно работает на репутацию театра.. Случай с «Эмигрантами» (режиссер Михаил Макеев) это подтверждает.

А планка, установленная «Человеком», всегда была достаточно высока. Возможно, потому что театру удается на протяжении многих лет сохранить свои принципы. Вынужденное когда-то диссидентство сегодня стало единственно возможным. В связи с этим даже адрес театра. Скатертный переулок, находящийся в глубине Нового Арбата, представляется, некой добровольной ссылкой. О желании сохранить чистоту стиля говорит, прежде всего, репертуар, в котором можно встретить только оригинальные названия. В афише значатся «Ночные бдения» Л.Бонавентуры, «Молитва» Ф.Аррабаля, детская постановка «Были-небылицы», «Клопомор» С.Бодрова и Г.Слуцки, «Не всё коту Масленица» А.Н.Островского и, конечно же, «Стриптиз» С.Мрожека, покоривший автора вежливостью по отношению к пьесе. Почти все эти спектакли объединяет одна тема — поведение человека, оказавшегося в экстремальной ситуации и его способность (или неспособность) остаться самим собой. При всей актуальности такого мотива, истории, рассказанные «Человеком», всегда немного «абсурдны» и предполагают некую философскую отстраненность.

Такому своеобразному взгляду в полной мере способствует замкнутое пространство, присутствующее почти во всех спектаклях театра: необитаемый остров или край света, на котором оказываются персонажи «Молитвы», тесное, душной, но все же уютное помещение вдовы Кругловой, соседствующее с холодным «зазеркальем» купца Ахова в комедии  Островского… Странная комната, куда по чьей-то роковой ошибке попали не менее необычный интерьер квартиры, где происходит действие пьесы Бодрова и Слуцки. В художественном оформлении спектаклей обычно, нет ничего лишнего, каждая деталь имеет свое точное назначение. Здесь ничто не мешает актёру.

Зал едва ли рассчитан на сто человек и действие развивается на расстоянии вытянутой руки от зрителя. Любая Яш фальшь обречена на провал. К счастью, в «Человеке» такого не происходит, даже несмотря на то, что в его спектаклях принимают участие артисты солидных академических театров, привыкшие к со всем другим условиям игры. Но тем не менее Ольга Дзисько из Театра армии, в Валерий Гаркалин из Театра сатиры, Валерий Баринов из Малого театра сыграли здесь едва ли не лучшие свои роли. К Александру Феклистову и Роману Козаку крупный успех пришел именно в «Человеке». Близость к зрителю открывает в артисте какие-то дополнительные возможности, учит иной органике, которая совершенно невозможна на Большой сцене. Многим артистам именно ее и не хватает, наверное, поэтому они столь охотно соглашаются сотрудничать с «Человеком», чья премьера никогда не пройдет незамеченной.

У «Человека» есть свои зрители, которые с удовольствием приходят в маленький подвал, где их всегда тепло встретят и постараются создать максимум комфорта, что довольно трудно в тесноте. Завсегдатаям театра приходятся по душе его сценические опыты, начисто лишенные надрыва и всяческого притворства. Свидетельство тому — первые представления «Клопомора», в котором театр не побоялся затронуть больные проблемы современности, сделав это очень деликатно с достаточной долей юмора и самоиронии. В это спектакле замечательно сыграли молодые артисты театра — Любовь Горбатова, Алексей Агапов, Оксана Римановская.

Среди московских театров «Человек»  выгодно отличается отсутствием снобизма и скромностью. На его афишах вы не увидите солидного списка спонсоров, что довольно странно в эпоху господства рыночных отношений, когда названия фирм, вложивших в спектакль деньги, идут раньше имен их создателей. Фамилии тех, кто помогает театру, здесь держатся в секрете. А если таковых и в самом деле нет, то стоит лишний раз восхититься достоинством «Человека», чьи спектакли покоряют сердца даже самых суровых и взыскательных критиков.

Майя ФОЛКИНШТЕЙН

май 1998 г.

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.