Досье для Мельпомены. Театр «На Перовской»

«Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой…» Кто постарше, тот помнит эту песенку. По виду — жалостливая, а по сути — это из­девательский вызов маленького человека обезличенным «джунглям большого города». Театры похожи на людей. Некоторый из них, благода­ря обстоятельствам, удачному мес­ту рождения за свою долгую историю приобрели общественный вес и государственную поддержку. А как быть новым, небольшим, незнатным, недавно рожденным коллективам? Ну вот, например, что может маленький новый театр, живущий в «спаль­ном районе» на окраине столицы? Может многое! Например, собрать представительный международный фестиваль, на который приедут даже академические театры. Именно такой театральный смотр — «Славянский венец», на который собрались коллективы из семи стран, — стал в прошлом году очередным «международным подвигом» Московского театра «На Перовской». До этого было еще не меньше пяти фестивалей, и одним из первых — так и оставшийся единственным на просторах тогдашнего СССР и нынешнего СНГ — смотр спектаклей по пьесам Нины Садур.

Режиссер Кирилл Панченко, поработав в провинции, десять с половиной лёт назад организовал театр в Новогиреево. Прочность нового независимого дела нередко обеспечивается семейной и дружеской поддержкой. Директором нового студийного профессионального театра стал старший брат Кирилла Андрей, актерами — многие из тех, с кем Кирилл вместе учился. А местная власть помогла разместиться в здании бывшего кафе. Спустя десять лет здание внутри полностью преобразилось, вообще, трудно даже представить, сколько всего удалось разместить в его небольшом объеме!

Как войдёте — справа от гардероба поднимается замысловатая ле­стница, сверху, через перила терра­сы свешиваются зеленые листья растений и головы любопытных, пожелавших, поглазеть на фойе сверху.

Фойе изгибается налево от гардероба, обтекая зеркальную стену. На колоннах — картины. В глубине — рояль. Здесь иногда, музицируют маленькие оркестрики. Вдоль левой стены — витрины: нечто вроде: музея театра. Фотографии артистов, первые афиши, костюмы персонажей из первых спектаклей, подарки зрителей. А за стеклянными узорчатыми дверьми — уютный буфет. Буфет, как и все в этом театре — небольшой. Но здесь, у стойки бара и на стульях с высокими спинками умудряется размещаться и вся разношерстная фестивальная братия, и  «Клуб друзей театра «На Перовской» во время своих заседаний.

Раз есть клуб друзей, значит, театр любят окрестные жители. Для Кирилла Панченко это, между прочим, гораздо важнее,  чем любовь  критиков (хотя, понятно, как  всякий режиссер, он хочет, чтобы критики его тоже ценили).

Место же для театра Кирилл выбрал не случайно. Это сейчас московские Перово и Новогиреево — «спальные районы», стандартно застроенные. А век назад тут были  красивейшие места, насыщенные культурной жизнью, тут даже работали усадебные театры.

В небольшом — на cтo пятьдесят мест — зале театра «На Перовской» перед публикой прошла почти, вся российская история. Духовные сломы, перемены власти, борьба за престол, смена строя в таких произведениях, как «Панночка» Н.Садур по гоголевскому «Вию», «Фрекен Жюли» Стриндберга, «Святополк Окаянный», «Мина Мизайло» М.Кулиша, — «Бригадир» Д.Фонвизина, «Дмитрий Самозванец» Д.Сумарокова. Но любимый автор Панченко — А.Н.Островский: «Свои люди — сочтемся», «На бойком месте», «Лес» — удачные и неожиданные прочтения классики.

Впрочем, давно пора войти в зал. Уступом — небольшой амфитеатр. Есть и ложа для почетных гостей, и небольшой балкон. Сцена отделена от публики низеньким барьером, нередко действие выплескивается через его, и артисты захватывают своей игрой ступени и проходы между креслами. На небольшой сцене Кирилл и художники него спектаклей умудряются создать то городской перекресток вместе с квартирой персонажей, то просторы царского дворца с включенными в них развалинами античного храма, то панскую усадьбу, то подвал лаборатории, та веранду, сад и беседку дворянского поместья.

Кирилл — режиссер острый, резкий. Но все, что хочет сказать, старается говорить через актера. В его театре поэтому интересно не столько разгадывать постановочные ребусы, сколько следить за актерской игрой. Потом где-то ближе к финалу начинаешь понимать, что к определенные чувствам, мыслям, впечатлениям актёры вели тебя, развивая идеи постановки. Панченко предпочитает театр чувственный, броский. Любит  резкий, преувеличенный жест, гротесковый прием, «сценическое хулиганство», но не чурается и мягкости, тонкости и психологической подробной достоверности. Стремится, чтобы в самой возвышенней, трагической истории подспудно звучал юмор, а то и кусачая ирония.

Стремление слить почти несоединимые вещи ставит перед актерами сложные задачи. Но им — интересно. Хотя не все выдерживают, и в труппе, как в любом живом театральном организме, происходят постоянные перемены. Из первого состава остались разве что Галина Чигасова и Виктор Никитин, ставший в этом театре заслуженным артистом России. Но приходят новые актеры. И не только молодые — с наслаждением работают здесь опытнейшие заслуженные артисты Светлана Завгородняя и Юрий Шерстнев.

Не следует думать, будто современной драматургии нет на афише театра. Кирилл Панченко умеет выбрать из потока произведений молодых российских авторов любопытнейшее пьесы, в которых актерам и публике есть чем увлечься. Это и давняя работа «Сказка о мертвой царевне» Н.Коляды,  и недавняя постановка – «Александр» Ю.Рогозина и совсем свежая премьера по обновленной пьесе М.Ворфоломеева «Срок проживания окончен». В этих историях, когда трагичных, когда лирико-иронических, речь идет о любви, о душе, о смерти и жизни, словом, о таких вещах, которые выше любых политических конъюнктур и скоропалительных социальных поветрий.

Понятно, не все спектакли К.Панченко, насыщенные драматизмом, сдобренные нередко эротикой, украшенные юмором, до конца удачны. Но последнее время они все более стильны и тяготеют к изысканному оформлению. А это тоже немаловажно для сегодняшнего зрителя. Словом ставший недавно  государственным Театр «На Перовской»  не теряется ни в зарубежных гастролях, ни у себя дома.

Если вы выбравшись из метро «Новогиреево», сгоряча не заметите указателей на стенах и обратитесь с расспросами к прохожим, то почти любой укажет вам, где здесь театр.

Валерий БЕГУНОВ

апрель 1998 г.

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.