Всегда на грани эмоций.

mirВ мае на сценах Москвы и Санкт-Петербурга пройдут гала-концерты Международного благотворительного проекта «Музыка за мир». Придумали его молодые музыканты, выпускники Московской консерватории и Академии им. Гнесиных пианистка Мария Немцова и саксофонист Виталий Ватуля. С концертами и мастер-классами они посещают так называемые постконфликтные зоны планеты — пострадавшие от войн, терроризма или стихийных бедствий. Мария и Виталий порой на руинах дают концерты и мастер-классы, отбирают самых талантливых и перспективных учеников и в конце сезона привозят их для выступлений в лучших залах России. За пять лет существования «Музыка за мир» к нему присоединились известные музыканты: в заключительных концертах примут участие профессор Московской и Бостонской консерваторий Павел Нерсесьян и профессор Лионской консерватории Жан-Дени Миша’, а также скрипач Артем Шишков, виолончелисты Александр Рамм и Алексей Киселев. Все мероприятия бесплатные, финансовую поддержку ребятам оказывает СМП Банк. Более ста концертов в семнадцати странах — такой количественный итог проекта «Музыка за мир», а качественный — тысячи счастливых людей.

— Подходит к концу третий сезон проекта «Музыка за мир». Расскажите, пожалуйста, как прошло ваше путешествие.

Виталий: С конца ноября мы работали очень интенсивно, объездили более десяти стран. В этом году к нам присоединились наши друзья, именитые музыканты, среди них не только сольные исполнители, но и квартет саксофонистов, например.

Мария: Проект расширился также и в том плане, что мы постепенно стали затрагивать не только постконфликтные зоны, но и места, пострадавшие от стихийных бедствий.

Виталий: Как раз первое место, куда мы поехали, был Дальний Восток: Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Благовещенск, Хабаровск. Там мы замечательно поработали, провели серию мастер-классов, в заключении выступали в сопровождении Дальневосточного симфонического оркестра.

— Последствия бедствия до сих пор очевидны?

Виталий: Последствия — как на ладони: из Амурска уехала половина города, стоят брошенные дома. Но больше всего нас поразил культурный голод. А в музыкальных школах, тем не менее, потрясающе талантливые дети и педагоги-энтузиасты. В начале января мы со скрипачом Артемом Шишковым поехали в Палестину и Израиль, на Рождество были в Вифлееме. Попали под самый большой снегопад за всю историю этой зоны, боялись, что не сможем провести концерты и мастер-классы — никто из учеников до нас не доберется, но все-таки все состоялось.

А через два дня после возвращения мы улетели на Северный Кавказ, к нам присоединилась виолончелистка Алиса Любарская из Лондона. Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Южная Осетия, Беслан. В Беслане мы были уже в третий раз, и всегда это поездка на грани эмоций. Наш проект начался там, поэтому для нас встречи с Бесланом особенно важны. Очень приятно, что нас там встречают уже как членов семьи.

Мария: Музыкальная школа в Беслане находится совсем рядом с той школой, где произошла трагедия, многие ученики, в том числе и дети педагогов, погибли. Но там — да и практически везде, где бываем — мы встречаемся с примерами человеческого подвига, человеческого великодушия. В Беслане мы познакомились с потрясающей женщиной Мадиной, у нее погибла дочка, сын стал инвалидом. Она взяла приемного ребенка, растит чудесную девочку. Такой пример Человека с большой буквы.

— Случаются ли инциденты в поездках?

Виталий: Один был, как раз в этом сезоне. Мы выступали в Закавказье, и после грандиозного концерта в Ереване, перед поездкой в Степанакерт, мы в официальном порядке получили ноту протеста от МИДа Азербайджана.

Мария: В Ереване люди, как говорится, на люстрах висели, потрясающе концерт прошел. А после него получаем письмо от Министра иностранных дел Азербайджана с формулировкой, что своей поездкой в Степанакерт мы пропагандируем войну. Очень неприятно было. Мы написали официальный ответ, где сообщили, что всегда ездим по обе стороны конфликта и не раз предпринимали попытки приехать в Азербайджан, но ответа так и не получили. Теперь, как и многие артисты, побывавшие в Нагорном Карабахе, мы в черном списке.

— Где вы побывали впервые в этом сезоне?

Виталий: на Балканах мы впервые были в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербской республике. Кстати, вот показательный случай того, что иногда наши поездки проходят в экстремальных условиях. После концерта в Академии искусств в Приштине (Косово) мы поехали в Сараево, но по территории Сербии. На границе нас развернули, так как мы могли нарушить визовый режим. В результате мы и квартет саксофонистов 22 часа ехали на перекладных, через Черногорию: пять саксофонов, шесть чемоданов — автобусы, маршрутки, такси, пешком…

Нас долго отговаривали ехать в Косово, опасались провокаций — но ничего такого не произошло. Кстати, два года назад мы были первыми российскими музыкантами, кто выступал на территории Косово.

— А вы встречались когда-нибудь с ситуацией, когда страны не признают себя постконфликтными?

Мария: Мы всегда разъясняем эту формулировку. Речь не идет только о войне и мире. Этот проект может проходить в любой стране, потому что мы говорим о мире в душе. Наш проект — это общение языком музыки, а слово «мир» — это прежде всего гармония.

Виталий: К тому же, мы преследуем и еще одну цель — повысить интерес к классической музыке. Есть миллион мест, где дети — и даже взрослые, очень хотят учиться музыке, но элементарно нет педагогического ресурса.

— Представьте детей, которые в этом году выступят в майских концертах…

Виталий: Среди саксофонистов мы единогласно выбрали мальчика из Армении, который играет на саксофоне всего четыре года, но он нас просто поразил своей музыкальностью. Его зовут Арман Мурадян. А второй — это вундеркинд из Израиля Даниэль Шурки-Робас, пианист и композитор.

Мы очень рады, что в этом году с нами выступят два известных коллектива: Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга и Камерный оркестр «Musica Viva», дирижирует и в Санкт-Петербурге, и в Москве знаменитый дирижер из Великобритании Александр Уокер.

Марина ГАЙКОВИЧ

Предстоящие концерты:

11 мая 2015 — Москва, Малый зал МГК им. П.И.Чайковского;

14 мая 2015 — Санкт-Петербург, Шереметьевский дворец;

17 мая 2015 — Санкт-Петербург, Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга;

21 мая 2015 — Москва. Концертный зал Российской Академии музыки им. Гнесиных.

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.