Выставка «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России»

Иллюстрация Бердслея к пьесе «Саломея»
Иллюстрация Бердслея к пьесе «Саломея»

Выставка в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина проходит в рамках Перекрестного года культуры Великобритании и России.

В нашей стране имена Уайльда и Бердслея стали популярны в начале XX века. Почитателями, переводчиками и последователями Уайльда были Брюсов, Бальмонт, Блок, Белый, Гумилев и другие. Большая роль в популяризации творчества Бердслея принадлежала литературно-художественным журналам Серебряного века «Аполлон», «Весы», «Золотое руно».

Всего на выставке показано более 150 произведений из британских и российских музеев. Открывает экспозицию зал, где продемонстрирована основная прижизненная иконография Уайльда(1854- 1900) и Бердслея (1872- 1898), в том числе фотографии и два живописных портрета Бердслея в исполнении художников Уолтера Сиккерта (1894) и Жака-Эмиля Бланша (1895). Несомненный интерес представляет литография Анри Тулуз-Лотрека, на которой изображен Оскар Уайльд на фоне здания парламента. Она создана художником на основе зарисовок после встречи с писателем в Лондоне. Важное место занимают рукописи из литературного архива писателя. Черновик стихотворения «In the Gold Room. Harmony» (1881), включенного в первый поэтический сборник Уайльда. Считается, что оно было навеяно картиной «Гармония» (1877) близкого к кругу прерафаэлитов художника Френсиса Дикси. Золотистые, лимонные, желтые тона — главные цвета эпохи. Неслучайно журнал, где сотрудничал Бердслей, был назван «The Yellow Book» («Желтая книга»). Один из номеров экспонируется на выставке. Здесь же можно увидеть экземпляр первого издания «Баллады Редингской тюрьмы» (1898) с правками автора и рукописный отрывок из нее, подаренный русскому переводчику и биографу писателя К.И.Чуковскому литературным душепризчиком Уайльда Робертом Россом.

Бердслей, посвятивший свое творчество книжной иллюстрации, создал неповторимый художественный язык. Зритель увидит его иллюстрации к роману Мэлори «Смерть Артура», комедии Аристофана «Лисистрата», трагедии Шекспира «Гамлет», а также карикатуры.

Особый раздел выставки — иллюстрации к пьесе Уайльда «Саломея» (1891), которая стала главным связующим звеном между Уайльдом и Бердслеем. Необычные графические образы художника, сопровождавшие текст первого английского издания, принесли книге всемирную известность. В иллюстрациях к этому произведению нашли воплощение главные составляющие стиля Бердслея: острота карикатуры, чувственность, увлечение японским искусством. Именно в них появляется мотив павлиньих перьев, часто используемый британскими эстетами и известный Бердслею благодаря «Павлиньей комнате» Джеймса Уистлера.

Рисунки Бердслея, как и произведения Уайльда, вдохновляли их коллег в России. Искусство Бердслея было созвучно исканиям молодого поколения конца XIX — начала XX века, уже пережившим серьезное увлечение литературой Уайльда

С изданий журнала «Мир искусств» началось знакомство русского зрителя с миром графических фантазий Бердслея, который позже стал культивироваться в московских журналах «Весы» и «Золотое руно». Экспозиция соединяет работы известных и менее известных мастеров русского Серебряного века, I ставших последователями я Бердслея. Среди них — Сомов, Бакст, Феофилактов, Митрохин и другие. Одним из первых бердслеистов был Константин Сомов (1869 — 1939), входивший в объединение «Мир искусства». В своих работах он сочетал характерные для Бердслея лаконизм и линеарность с пунктирами и узорами.

Главный «московский Бердслей» Николай Феофилактов противопоставил орнаментальности как организующему ритмическому принципу произведения- композиции, дробящиеся на бесконечное множество миниатюрных «осколков», почти растворяющих сюжет. Восстановить его можно лишь усилием воображения.

Завершает выставку тема ранних постановок пьесы «Саломея» на русской сцене, в работе над которыми принимали участие Всеволод Мейерхольд, Ида Рубинштейн, Михаил Фокин, Александр Глазунов, Александр Таиров, Алиса Коонен. В экспозицию включены несколько эскизов костюмов главной героини, выполненных Львом Бакстом, Александрой Экстер и другими художниками, а также кадры немого кино «Саломея» (1923, США) режиссера Чарльза Брайанта с Аллой Назимовой в главной роли.

Внешние эпатажные проявления приверженцев английского эстетизма, их особый художественный быт — не заслоняют подлинный талант, способность неординарного взгляда на мир, неподражаемую элегантность и веру в высшую ценность искусства.

Выставка продлится до 30 ноября.

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.