Выставка «Магия тела»

Б.М.Кустодиев «Русская Венера»
Б.М.Кустодиев «Русская Венера»

Впервые в Третьяковской галерее проходит выставка «Магия тела», целиком посвященная теме обнаженной натуры в отечественном изобразительном искусстве. Магия тела и культура тела представлены как источник творческих переживаний и как объект познания пластических форм для художников разных эпох и направлений.

Опасность жанра ню, привлекательного для многих художников, заключается в том, что при изображении обнаженной натуры мера вкуса и уровень мастерства проявляются особенно очевидно и остро, так как напрямую определяют умение передать не ситуацию «раздетости», а эстетический образ «наготы».

В разные эпохи свойствами обнаженной натуры становились аллегоричность и иносказательность или конкретика, осязаемость и телесность, иными словами материальность, чувственность или идеализированная отстраненность. Этими качествами художники наделяют героев мифов и античных богов, конкретных персонажей и неизвестных натурщиков.

В разделе «В зеркале мифа» собраны произведения исторического и мифологического жанров искусства XVIII — первой половины XIX века. Именно в этих жанрах раскрывается разница отношений художников классицизма, романтизма и раннего академизма к обнаженной натуре. Так, в работах мастеров классицизма (И.А.Акимов, Я.Ф.Капков) физическое совершенство человека воплощает идеи героизма, доблести, духовного идеала. Создавая образы мифологических персонажей, живописцы эпохи романтизма (Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов) отразили потребность зрителя в восхищении прекрасным. Для А.А.Иванова пластика человеческого тела стала формой выражения внутренних движений духа, что заставило его отказаться от профессиональных натурщиков и искать образы героев картины «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837-1857) среди простых итальянцев разных возрастов и телосложений.

Работы конца XIX — начала XX века, представленные в разделе «Мастерская художника», позволяют проследить, как от упражнений в классах учебных заведений художники приходили к самостоятельной постановке задач. Например, при изображении обнаженной натуры для В.А.Серова и его ученика Н.П.Ульянова были важны «правда» и простота, а для Н.И.Фешина -декоративная прихотливость, служившая превращению позирующей модели в эффектный образ, соединяющий реальность с фантазией.

Сцены, в которые художники включали изображения обнаженной натуры, представлены в разделе «Ракурсы и сюжеты»: от «сладостных» образцов «итальянского жанра до брутальных полотен последователей «Бубнового валета», от строгой и сдержанной стилистики К.С.Петрова-Водкина, лишавшей натуру природной массивности, до ироничной игривости картин Т.А.Мавриной.

Особенности эстетики 1920-1930-х годов считы-ваются в произведениях И.Д.Шадра, В.И.Мухиной, А.А.Дейнеки. В них благодаря ясности и простоте форм раскрывается образ целомудренной красоты. Это плоть, наполненная витальными, созидающими силами.

Узнаваемая конкретность сочетается с аллегорической отвлеченностью в произведениях живописцев второй половины XX века: Д.Д.Жилинского, Е.Е.Моисеенко, Н.И.Андронова, Л.Н.Кирилловой. Один из центральных экспонатов выставки- картина А.А.Пластова «Весна» (1954), которая в свое время произвела сенсацию воплощением не гедонизма или эротизма, а извечной красоты женской телесности, вызывающей восхищение, любовь и преклонение.

Выставка проходит до 14 декабря в здании на Крымском Валу, д.10, метро «Парк культуры» или «Октябрьская». Режим работы: с 10.00 до 19.30, кассы до 18.30, выходной — понедельник. Телефон для справок: 8-499-230-77-88.

 

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Один комментарий

  1. Всех кто присутствует на teatrgazeta.ru поздравляю с Новым Годом. Успехов Вам здоровья и конечно чтоб год был позитивный.

    Выставка «Магия тела» понравилась и очень даже зацепила!

    Всем удачи и фарта и не держите не на кого зла, а начальнику teatrgazeta.ru жму руку за хороший проект!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.