Венские музыкальные академии Моцарта

motsart17 октября в Большом зале Центрального Дома Ученых московские меломаны приобщатся к музыкальной жизни столицы Австрии конца XVIII века — эпохе, неразрывно связанной с гением Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Участники этого оригинального проекта — московский пианист, лауреат и дипломант международных конкурсов Алексей Колесников, известный своими концертами в различных залах Москвы, и Камерный оркестр под руководством Алексея Чуйкова, выпускника МГК им. Чайковского (коллектив входит в состав МГСО под управлением Дм. Орлова). Тандем исполнителей посвятил себя цели возрождения музыкальных традиций Вены — наследию «музыкальных академий».

С середины XVIII века «академиями» назывались авторские концерты с разнообразной программой, популярные в кругах высшей знати. Композитор, устроитель этого «действа», знакомил венских любителей музыки со своими новыми произведениями и одновременно выступал как дирижер и пианист. Как пианист-солист, он должен был выступить с фортепианным концертом (еще не изданным — такова была традиция) и импровизировать. Так, на каждой следующей академии Моцарт дебютировал с новым опусом в этом жанре.

«Моцарт — самый малодоступный, самый скрытный, самый эзотерический из композиторов. <…> Загадочности всей его личности <…> соответствует загадочность его музыки: чем больше в нее вникаешь, тем больше видишь, как мало понял ее», — пишет о композиторе видный советский дипломат, музыковед, автор книги о Моцарте, Г.В.Чичерин. Вполне вероятно, эта недосказанность отразится и в атмосфере предстоящего вечера, и не все будет соблюдено в абсолютной точности с традициями венских академий. Прозвучат два концерта для фортепиано с оркестром великого композитора(N13,ранний, исполненный юношеской энергии, и N27, поздний, вершина совершенства и строгой простоты). Солист Алексей Колесников, возможно, не станет, как Моцарт, импровизировать на заданную тему, а исполнит на бис в конце первого отделения одну из его клавирных фантазий или один-два номера из Реквиема (последнего сочинения композитора) в переложении для рояля.

Завершит эту монографическую программу симфония N40 — одно из самых популярных произведений классического репертуара. Едва ли найдется человек, которому не знакомы, по крайней мере, ее первые фразы. Это одна из последних симфоний Моцарта. Как утверждает Дэвид Вейс в романе «Возвышенное и земное» (одном из немногих романов о Моцарте), она при жизни автора так и не была исполнена на публике и пролежала достаточно долго, пока не увидела свет. Эта симфония в очередной раз заставит слушателей переживать, радоваться, плакать и, в итоге, рукоплескать ее создателю и, конечно же, ее исполнителям — Камерному оркестру под руководством дирижера Алексея Чуйкова.

Музыковед Елена ПЕРЕРВА

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.