Эпатажи Сальвадора Дали

В театре Луны состоялась премьера спектакля «Дали и испанская королева из Казани», в которой Сергей Проханов выступил и как автор текста и как режиссер-постановщик.

Когда мы читаем об известном художнике, композиторе, поэте, смотрим о нем фильм или спектакль, что нам больше всего хочется узнать: как он создавал свои шедевры или все-таки подробности его личной жизни? А если нам преподнесут его слабости или даже пороки, которые не были известны широкой публике, радует это нас или печалит? Возможно, кто-то скажет: «Ах, вот, оказывается, он какой, ничуть не лучше нас! А даже и хуже! И чего с ним носятся — великий, гениальный!?» Хотя, согласитесь, скучновато было бы смотреть про одно только творчество: это как изощриться надо в постановке, чтобы без жареных фактов да на спектакль народ повалил? Вот и Проханов, прежде чем приблизиться к фигуре Дали, которого считают гением сюрреализма, наверняка, думал о том, какие факты стоит взять из его судьбы, которые будут интересны сегодняшнему зрителю. И выбрал то, что так и просилось выплеснуться на всенародное обозрение: разнообразные странности Дали и любовные страсти его супруги, родившейся в Казани, в детстве приехавшей в Швейцарию лечить туберкулез и звавшейся Еленой Дьяконовой, а потом ставшей Галой. Но вопрос, можно ли поставить знак равенства между странностями, если не сказать, пороками и талантом знаменитого на весь мир испанца, мол, иначе бы не было и Дали, оказался за пределами яркого шоу с музыкой, танцами и эффектными декорациями.

В спектакле много света, цвета и всего, что так привлекает глаз и что так великолепно придумали и осуществили Никас Сафронов, Константин Розанов и Ольга Соколова вместе с художником по свету Андреем Буравчиковым. Услаждает слух и прекрасная музыка, удачно подобранная звукорежиссером Игорем Заворотним!

Но помимо всех этих красот, смен места и времени действия, а также окружения Сальвадора Дали существуют главные герои, которые поданы в разном возрасте — от юности и до заката жизни. И даже сделана попытка вскрыть душевные порывы этих исторических личностей, которая, увы! не удалась. Хотя основные перепады жизненных позиций сыграны актерами с помощью режиссера довольно легко — от страсти к привычке, от интереса к равнодушию, от восхищения к раздражению. Что ж, Дали действительно эпатировал публику любовными связями, а жена отвечала ему тем же. Или наоборот. Все это могло быть и в чьей-то другой судьбе. Вот только когда жизненные перипетии становятся предметом театрального искусства, они уже не могут носить случайный характер. Но таковыми становятся ряд сцен в спектакле, где то ли актеры не доигрывают, то ли их задача сведена к минимуму. И понять внутреннюю жизнь творца оказалось невозможно. Перед нами лишь поверхность, а то и вовсе неприглядная изнанка. Жена Дали, названная «королевой из Казани», у Людмилы Светловой в основном кричит, причем на одной ноте, без всяких полутонов. Даже Аманда Лир (ее играет Елена Лазурина), положение которой рядом с Дали кажется весьма двусмысленным, дает в разговоре с ним те нотки душевности, которых ему не хватает. Но лишь Евгений Герчаков, исполняющий главного героя в преклонном возрасте, дарит нам потрясение. В прощании с Амандой он кажется тем же, что и прежде: изысканным, экзальтированным. Но его грустные глаза и голос, который вдруг чуть дрогнул и… И мы ощутили в нем то богатство натуры, которое было упущено за сверкающим глянцем.

Наталья САВВАТЕЕВА

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.