Крымский брод

stariy most«Герасим шел не торопясь и не спускал Муму с веревочки. Дойдя до угла улицы, он остановился, как бы в раздумье, и вдруг быстрыми шагами отправился прямо к Крымскому Броду. На дороге он зашел на двор дома, к которому пристраивался флигель, и вынес оттуда два кирпича под мышкой. От Крымского Брода он повернул по берегу, дошел до одного места, где стояли две лодочки с веслами, привязанными к колышкам (он уже заметил их прежде), и вскочил в одну из них вместе с Муму…»

Так печально закончилась жизнь нашей знаменитой землячки. Если бы Зураб Церетели был менее меркантилен и более великодушен, то соорудил бы на этом месте не памятник Петру I, а композицию посвященную милосердию, со скульптурой тургеневской героини в центре. А еще бы эта композиция напомнила о сотнях тысяч москвичей, погибших в течение не одного века на этом месте от набегов крымских татар. Происхождение слова «крым» по одной из версий восходит к татарскому глаголу «кырмах», то есть резать. От него «кырым» — резня. И эту кровожадную культуру прививали нам татары у Крымского Брода.

Москва-река здесь по воспоминаниям М.Н.Загоскина была по колено пятилетним ребятишкам, а на отмелях расхаживали галки и вороны. В XVI веке удалось пресечь этот крымский беспредел и установить с татарами дипломатические отношения. На месте нынешнего Центрального Дома Художников появился за высоким забором Крымский двор, где жили их послы, а напротив был луг для выпаса татарских лошадей и чуть левее, на месте нынешнего здания Горного университета, находилось татарское кладбище, где были захоронены останки Степана Разина. По некоторым данным мать Разина была крымской татаркой. Затем в течение двух веков этот участок от Калужских ворот до Крымского моста менял своих владельцев, среди которых были Троекуровы, Нарышкины, Потемкины, Воронцовы и другие. Фантазии у этих представителей звучных фамилий хватало лишь на строительство всевозможных лавок, цирюлен, мясных рядов, бань, а то и просто на разбивку огородов. Загоскин аттестует эту местность как «неприятный рынок с запачканными лавками и грязными огородами». А к концу XIX века и вовсе на берегу реки образовалась городская свалка. На заседании городской Думы 21 декабря 1910 года депутат Бурышкин выступил с заявлением: «… сохранить свалки около Крымского моста невозможно. Там такое зловоние, что весной и летом нельзя открыть окон, я бы просил финансовую комиссию и Думу согласиться с предложением управы: свалки за Крымским мостом уничтожить» На что депутат Королев возражал: «Если мы отведем свалку за заставу, то и там ведь есть жители. конечно можно возить мусор за десять верст, но это будет дорого стоить, а эта свалка на своем месте». Пока депутаты испражнялись в демагогии, газеты вопили: «22 декабря произошло затопление целого района нечистотами» (газета «Московский листок»); «Помойка уже три года не чистилась, завалена с верхом. На каждом шагу встречаются дохлые животные: кошки, собаки, даже жеребята и телята» (газета «Русское слово»).

Главной поставщицей льда для московских погребов всегда была Москва-река «только в одном кубическом сантиметре, — пишет 20 января 1910 года газета «Раннее утро», — этого льда анализ обнаружил полмиллиона бактерий. Среди которых громадное количество тифозных бацилл».

s veslomТатар приструнили, бациллы одолевать стали и это продолжалось до 1923 года. Когда свалка была уничтожена, местность у Крымского моста выровняли, озеленили и построили двести двадцать пять зданий, в которых открылась Всероссийская сельско-хозяйственная и кустарно-промышленная выставка. А через пять лет, в 28 году, на ее месте появился Центральный парк культуры и отдыха (главный архитектор К.Мельников). У входа была установлена знаменитая скульптура И.Д.Шадра — обнаженная «Девушка с веслом». Ее изящные формы одних москвичей восхищали, а другие бились в истерике и требовали убрать срамоту из парка, куда бабушки с внуками приходят хватануть культурки. Последние победили и «девушка» была изгнана в Луганск на радость малороссам, пусть хохлы любуются! Вот что писал о скульптуре сценарист Эрвин Синко: «Я спрятал бы эту фигуру, при взгляде на которую заболели мои глаза, или прикрыл бы, как это сделал юный Сим с нагим пьяным Ноем и за это, как сообщает Библия, удостоился особой похвалы». Не знаю, кто в последствии удостоился похвалы, но через шесть лет появилась другая «девушка с веслом», приодетая в спортивные надутые ветром трусы и майку.

Итак, внешняя сторона Крымского Вала приобрела презентабельный вид.

В 1956 году было принято решение на внутренней стороне Вала построить современные выставочные залы. Сначала планировалось два здания, однако через двадцать лет, к концу стройки, оказалось одно, которое открылось в 1979 году. Это самое большое в нашей стране выставочное сооружение, аналогов которому нет в Европе (экспозиционная площадь около 9 тыс. кв. м.). В дальнейшем около ЦДХ был разбит Парк искусств «Музеон».

Но все же доминантой всего этого крымского оазиса несомненно является его величество Крымский мост. История возникновения на этом месте моста восходит к XVIII веку. Во время строительства водоотводного канала в 1738-1786 годах вблизи «стрелки» была устроена земляная плотина. Уровень воды в реке у Крымского Брода поднялся сверх меры, появилась необходимость в постройке моста. Так в 1786 году возник деревянный Николаевский (названный по рядом расположенной Николо-Хамовнической церкви) мост, который в 1872 году заменили металлическим (архитектор А.А.Власов). В 1936 году этот мост, прозванный водителями за тесноту и внешний вид «мышеловкой», а поэтом Блоком -«тюрьмой», отодвинули вниз по течению на 50 метров, где он еще два года, пока шло строительство нового моста, продолжал служить москвичам, а затем был разобран. И наконец, 1 мая 1938 года было открыто движение по нынешнему красавцу, который в репортажах того времени называли «металлическим кружевом Москвы-реки». Тип конструкции, который использовали инженер Б.П.Константинов и архитектор А.А.Власов, очень редко встречается в мировой практике. Его пилоны стоят отдельно и поверху не соединены горизонтальными блоками. Общая длина 688 метров, ширина 38,5 метра. Несмотря на то, что общий вес конструкции достигает 10 тысяч тонн, мост кажется очень легким и ажурным и несомненно, радует взор всех москвичей.

Вот так крымский оазис, зараженный вековыми бациллами, превратился в сказочно-красивый московский «Остров Крым». Ведь можем, когда хотим!

P.S. Пусть также и крымчане приведут свою грязную клоаку в цивилизованный вид, а потом уже присоединяются к России.

Андрей НЕДЗВЕЦКИЙ

tak stalo tak bilo

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.