Я скажу тебе с последней прямотой…

portret«Но он уже не волновался, не высматривал горбушку, не плакал, если горбушка доставалась не ему, не запихивал в рот дрожащими пальцами довесок, и довесок мгновенно таял во рту, ноздри его надувались, и он всем своим существом чувствовал вкус и запах свежего ржаного хлеба. А довеска уже не было во рту, хотя он не успел сделать глотка или пошевелить челюстью. Кусок хлеба растаял, исчез, и это было чудо — одно из многих здешних чудес. Нет, сейчас он не волновался. Но когда ему вложили в руки его суточную пайку, он обхватил ее своими бескровными пальцами и прижал хлеб ко рту. Он кусал хлеб цинготными зубами, десны кровоточили, зубы шатались, но он не чувствовал боли. Изо всех сил он прижимал ко рту, запихивал в рот хлеб, сосал его, рвал и грыз…
Его останавливали соседи.
— Не ешь все, лучше потом съешь, потом…
И поэт понял. Он широко раскрыл глаза, не выпуская окровавленного хлеба из грязных синеватых пальцев.
— Когда потом? — отчетливо и ясно выговорил он. И закрыл глаза.
К вечеру он умер.
Но списали его на два дня позднее, — изобретательным соседям его удавалось при раздаче хлеба двое суток получать хлеб на мертвеца; мертвец поднимал руку, как кукла -марионетка. Стало быть, он умер раньше даты своей смерти — немаловажная деталь для будущих его биографов».
deloТак заканчивается рассказ Варлама Шаламова «Шерри-бренди» о последних днях жизни Осипа Мандельштама.
15 января исполнилось 125 лет со дня рождения великого русского поэта XX века. Это событие отмечает вся мировая общественность.
Имя Мандельштама стало паролем для тех, кто хранит или пытается восстановить память русской культуры, причем оно осознается как знак не только художественных, но и нравственных ценностей. Показательны слова известного литературоведа Ю.И.Левина, представителя поколения, «открывшего» Мандельштама: «Мандельштам — призыв к единству жизни и культуры, к такому глубокому и серьезному… отношению к культуре, до которого наш век, видимо еще не в состоянии подняться… Мандельштам — …промежуточное звено, предвестие, формула перехода от нашей современности к тому, чего «еще нет», но что «должно быть». Мандельштам должен «что-то изменить в строении и составе» не только русской поэзии, но и мировой культуры».
В Государственном литературном музее открылась выставка, приуроченная к знаменательной дате. Портреты и фотографии Мандельштама и его окружения, автографы, документы, прижизненные издания, книги с инскриптами, рукописи писателя — проект, беспрецедентный по количеству экспонатов и числу музеев и архивов, принявших участие в создании экспозиции. Материалы можно будет увидеть как в оригиналах, так и полистать с помощью мультимедийных экранов.
Выставка «Я скажу тебе с последней прямотой…» — итог многолетней работы по изучению творчества и биографии поэта. Здесь можно будет узнать неизвестные ранее факты жизни автора, заново увидеть историю страны через призму лирического взгляда чуткого поэта и даже стать свидетелем рождения культовых текстов «Ленинград», «Грифельная ода» и др. Кульминацией выставки станет уникальный опыт мультимедийной реконструкции работы Мандельштама над рукописями, что покажет движение его творческой мысли.
Посетители увидят фотографии Мандельштама и его семьи, виды значимых для поэта мест, портреты работ В. Милашевского, Е.Кругликовой, А.Осьмеркина, оригинальные автографы, афиши выступлений, первые издания книг «Камень», «Шум времени», «Египетская марка» и другое.
pamyatКаждый из залов выставки посвящен одному из периодов жизни поэта. Первый зал — это хроника жизни Мандельштама, его семьи и ближайшего окружения с 1910-х годов до октябрьского переворота. Второй зал посвящен странствиям поэта во время Гражданской войны: в те годы автором были созданы важнейшие поэтические сборники и прозаические книги. Третий зал расскажет о последнем периоде жизни автора — от ареста 1934 года до смерти в концентрационном лагере в 1938. Особое внимание уделяется пребыванию Мандельштама в Воронеже. Последний зал экспозиции повествует о посмертной судьбе творческого наследия и архива поэта и о роли Надежды Яковлевны Мандельштам в его сохранении.
В каждом из залов звучат стихи в авторском исполнении из фондов Литературного музея.
Выставка продлится до 27 марта. Дополнительную информацию смотрите на стр. 16.

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.