Иванов и Брюсов: Сближение и расхождение. Выставка к 150-летию В.И.Иванова

ivanov_uonbrusovВ Музее Серебряного века открылась выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения поэта, мыслителя, филолога, идеолога дионисийства и основоположника русского символизма Вячеслава Иванова.

Иванов родился в Москве. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета, затем в Берлинском университете, где, помимо филологии, много занимался историей под руководством знаменитого ученого Т. Моммзена, а также философией. На мировоззрение Иванова наибольшее влияние оказали Ф. Ницше, В. Соловьев, славянофилы, немецкие романтики (Ф. Новалис, Ф. Гельдерлин). Значительную часть жизни молодого поэта занимали путешествия. С 1891 года он побывал в Италии, Афинах, Женеве, Палестине, Египте.

В 1893 году познакомился с Лидией Зиновьевой-Аннибал, писательницей и переводчицей, вскоре она стала его женой. Первая публикация в печати Иванова-поэта относится к 1898 году. В 1890-х- 1900-х годах Иванов знакомится с В.С.Соловьевым, В.Я.Брюсовым, К.Д.Бальмонтом, Ю.К.Балтрушайтисом, Д.С.Мережковским и З.Н.Гиппиус, А.А.Блоком.

В 1905 году поселился в Петербурге. Его знаменитое жилище — Башня в доме на ул. Таврической (25), в которой собирались практически все представители «Серебряного века», стала одним из идейных центров русского символизма, своеобразной поэтической «творческой лабораторией».

Находясь в зените своей славы, Вяч. Иванов сотрудничал в журналах «Весы», «Золотое руно», «Труды и дни», «Аполлон», «Новый Путь», руководил издательством «Оры»; участвовал в деятельности Петербургского религиозно-философского общества, публиковался в альманахе «Северные цветы», преподавал историю древнегреческой литературы на Высших женских курсах. В революционную эпоху, пережив голод и смерть близких, Иванов некоторое время пытался сотрудничать с новой властью, но в 1924 году навсегда покинул Россию. Обосновался он в Италии, где принял католичество. Последние годы жизни провел в Риме, где и похоронен.

На выставке представлены графические портреты как самого Вяч. Иванова так и его окружения, работы С. Судей-кина, М. Добужинского, А. Остроумовой-Лебедевой, редчайшие фотографии из фондов ГЛМ и книги из частного собрания Н. В. Котрелева.

Не случайно выставка проходит в Музее Серебряного века, так называемом «Доме Брюсова». Личное знакомство Вячеслава Иванова и Валерия Брюсова состоялось в 1903 году в Париже.

«… Самое интересное, — пишет Брюсов о поездке в своем дневнике, — было, конечно, Вячеслав Иванов, это настоящий человек, немного слишком увлечен своим Дионисом». Дружеские отношения поэтов укрепились весной 1904 года. Через Брюсова Иванов познакомился с московскими символистами и быстро занял в их среде почетное место. Брюсов оказывал Иванову огромную издательскую поддержку, а также писал на его книги положительные рецензии. Спустя десять лет характер их дружбы изменился, пути писателей неуклонно расходились, но они продолжали интенсивно переписываться. В последний раз они встретились в Москве в 1924 году незадолго до смерти Брюсова. По воспоминаниям В.А. Мануйлова, который был свидетелем этой встречи: «Иванов, уходя, сказал: «Прощай, Валерий, я тебя так любил.» В этих словах смешались и любовь, и горечь непонимания, и расхождения, и предчувствия того, что эта встреча последняя».

dom_brusovaНесколько слов о «Доме Брюсова». Под таким названием особняк на 1-й Мещанской улице (ныне Проспект Мира) был известен еще при жизни поэта. Хотя владельцем дома был купец И.К. Баев, а Брюсов в нем снимал квартиру с 1910 года. До 1909 года дом был деревянным, перестройку по заказу Баева осуществил архитектор В.И.Чагин. Он решил образ дома как коттедж в стиле скандинавского модерна. Квартира Брюсова находилась на первом этаже и состояла из пяти комнат. «Кабинет Валерия Яковлевича, — пишет корреспондент журнала «Огонек» в 1914 году, — удивительно простой, ни одной вычурной, бьющей в глаза вещички. Большой письменный стол, заваленный книгами и корректурами, другой — с пишущей машинкой, третий — для работы.А рядом полное ведро с окурками и дым коромыслом. Бюсты на шкафах, на стенах портреты Пушкина, Вл. Соловьева, копия с известного портрета самого Брюсова, сделанного Врубелем». В этом кабинете каждую среду собирались все известные поэты Москвы и Петербурга, читали стихи и спорили о тонкостях литературного языка.

kabinetПосле смерти Брюсова его жена Ионна Матвеевна сохраняла квартиру такой, какой она была при жизни мужа. В 1960-е годы дом заняла районная библиотека, в которой сохранялся мемориальный кабинет. А в 1971 году открылся музей, который, к сожалению, спустя четыре года пострадал от пожара. И только в 1999 году, после реставрации вновь открылся под названием «Музей Серебряного века». Сегодняшние посетители смогут увидеть кабинет Брюсова, его библиотеку, дубовый стол, часы, мебельный гарнитур, картины и рисунки, подаренные поэту художниками Ф. Рербергом, К.Феофилактовым, А. Койранским, Н.Сапуновым, Н. Гончаровой.

На втором этаже представлены уникальные рукописи и портреты Ларисы Рейснер, Максимилиана Волошина, Андрея Белого. В Музее также проходят творческие встречи и камерные концерты.

Адрес: Проспект Мира, д. 30 (ст. м. «Пр-т Мира»). Телефон: 8-495-680-86-83

График работы: вт., ср., сб., вс. — с 11:00 до 18:00; чт., пт. — с 14:00 до 21:00; пн. — выходной день.

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.