В сказке ложь, да в ней намек…

tabakerkaИсторию зарождения и становления «золотого века» жанра русской литературной сказки расскажет Государственный музей A.C. Пушкина в своем новом оригинальном выставочном проекте «Мир литературной сказки пушкинского времени».

«Сказочной» выставки такого масштаба еще не было в истории музея. Уникальные музейные экспонаты, авторские рукописи, редчайшие издания, живописные полотна и рисунки известных художников, предметы быта прошлых веков объединятся в оригинальном художественном и интерактивном пространстве. Современные мультимедийные и бутафорские «находки» сделают выставку «живой» и осязаемой, познавательной и увлекательной — настоящим приключением как для детей, так и для взрослых.

Автором первой русской литературной сказки для детей стала императрица Екатерина Великая. «Сказку о царевиче Хлоре» она написала для своего внука Александра и осталась в истории зачинателем этого жанра в России. Сказка повествует о древних временах полулегендарного основателя Киева Кия, когда жил на земле царь, желавший всем людям добра. Его малолетний сын — царевич Хлор — славился по свету своим умом. Однажды он был похищен киргизским ханом, прослышавшим об уме и красоте мальчика и пожелавшим испытать его: хан посылает Хлора отыскать розу без шипов (символ добродетели). Справиться с непосильной задачей царевичу помогает ханская дочь Фелица. Посоветовав царевичу не доверять льстецам и людям, склоняющим его на веселие и забавы, она дает ему в провожатые своего сына Рассудка, это он наставляет царевича идти прямой дорогой, не ища обходов и легких путей. С его помощью и с помощью старика и старухи (честности и правды) Хлор и достигает вершины высокой горы, где растет роза без шипов.

«Сказка о царевиче Хлоре»-типичная аллегория, она откровенно дидактична, и наряду с утверждением разума и добродетели в ней прославлялась идея просвещенной монархии. Росту популярности этой сказки помогла и знаменитая ода Державина «Фелица» (1782), где под именем Фелицы поэт изобразил саму Екатерину II.

Зрители смогут не только увидеть царскую рукопись, но и попробовать сами выбраться из лабиринта, в который попал герой сказки в поисках своей «розы без шипов».

В начале XIX века к жанру сказки обращались практически все писатели пушкинского круга. Выставка позволит заглянуть в «творческую лабораторию» Карамзина, Жуковского, Пушкина, Даля, Одоевского, Ершова, Погорельского, Аксакова, Сомова.

kikimoraСказочное творчество Ореста Сомова до сих пор мало знакомо широкому читателю. Написанные на подлинном фольклорном материале, его сказки, как правило, повествовали о богатырях, русалках и колдунах. Так, сказка об оборотне Ермолае Парфентьевиче, его приемном сыне Артеме и разумной девице Акулине Тимофеевне полна примет русского быта. Как многие литературные сказки, она обрамлена вступлением и заключением рассказчика, придающим самому поверью об оборотнях-колдунах ироническое звучание. Поэтика «Оборотня» сродни поэтике фантастических повестей Гоголя, оживившего в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», древнего и поэтическего мира народных преданий, сплавившего воедино мир природы и мир человека. В другом ключе написаны Сомовым «Сказка о медведе Костоломе и об Иване, купецком сыне» и «Сказание о храбром витязе Укроме-табунщике». В этих сказках прославляется героический русский характер.

Фольклорные стилизации Сомова оказали сильное влияние на творчество Даля.

В конце 20-х — начале 30-х годов в России на новой волне увлеченности западноевропейской литературой возникает особенный интерес к творчеству Гофмана. Его не только с увлечением читали, но многие писатели использовали гофмановские мотивы в своих произведениях. Так, Погорельский применяет принцип переплетения реальной жизни с таинственным и волшебным миром подземного королевства и его маленьких жителей. Достоинство истории мальчика Алеши и курицы Чернушки (министра подземного королевства) не только в ее нравоучительном сюжете, но и в поэтичности того очарованного мира, куда попадает мальчик. В той зыбкости, что отделяет мечту от обыденности.

На выставке дети вместе со взрослыми познакомятся со сказочными сюжетами и получат «ключи» к расшифровке их явных и тайных смыслов, и, что еще интереснее, сами попадут в сказочное действо. Например, на себе испытают тяжесть богатырских доспехов, измерят себя «саженью» и «аршином», влезут на лопате в печь, в поисках волшебной страны заглянут в «дырку в заборе» и много другое.

Выставка продолжит свою работу до 28 августа.

На фото иллюстрации к сказкам Одоевского «Городок в табакерке» и Сомова «Кикимора».

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.