Стиль и новаторство Льва Бакста

bakstОдин из самых оригинальных и великолепных художников начала XX века, Лев Бакст (1866 — 1924) знаменит, прежде всего, своими потрясающими проектами для дягилевских «Русских сезонов» в Париже и Лондоне. Его яркие, динамические и провокационные декорации и костюмы обеспечили успех таких легендарных постановок, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий Бог» и «Спящая Принцесса» и оказали влияние на общее представление о сценическом дизайне. Рассматривая балет, оперу и драму как синтетические художественные конструкции, в которых цвет, звук, слово и движение являются равноправными партнерами, сотрудничая с Дягилевым, Нижинским и Стравинским, Бакст радикально изменил положение тела артиста на сцене, освободив его кинетическую энергию и создав органическую связь между авансценой и аудиторией.

Бакст был не только художником театра, но и знаменитым живописцем (его картина «Ужин» имела скандальный успех в 1902, в то время как «Древний Ужас» 1908 вызывал тревожный призрак Апокалипсиса), портретистом, иллюстратором книг, дизайнером интерьеров и создателем высокой моды. Он также разрабатывал дизайн причесок (париков), драгоценностей, сумочек и других аксессуаров, писал статьи о современном дизайне, о танце и о женщине, читал лекции в России, Европе и Америке о моде и современном искусстве, написал полный интригующими подробностями автобиографический роман, увлекался фотографией и в конце жизни проявлял большой интерес к кино. Влюбленный в старину и в восточное искусство, Бакст объединил экстравагантность Ар-нуво с чувством меры и здравым смыслом, редкая смесь, которая принесла ему громкий успех в России, Европе и Америке.

bakst 2Гражданин мира, Бакст был дома в Санкт-Петербурге, в Париже, в Венеции, в Лондоне и Нью-Йорке, его искусство — органичная часть российского и европейского декоративного возрождения начала XX века — настолько значимо, что даже сегодня сила и изобретательность его сценического оформления все еще влияет на современный художественный процесс.

Работы, представленные на выставке, охватывают ряд наиболее важных для художника тем. Это и книжная графика, и античность, и восточные мотивы, и портреты, пейзажи, мода, театральные костюмы. Среди экспонатов выставки: «Беотиец. Эскиз костюма к балету «Нарцисс», «Вакханка. Эскиз костюма к балету «Нарцисс», «Храмовая танцовщица. Эскиз костюма к балету «Синий Бог», «Портрет Сергея Дягилева с няней», «Автопортрет» и другие.

Эта первая полная ретроспективная выставка Л.С. Бакста в России, которая откроется 8 июня в ГМИИ им. A.C. Пушкина и продлится до 4 сентября.

На фото: 1) «Автопортрет»; 2) Эскиз костюмов двух Беотиек к балету «Нарцисс» Н.Н. Черепнина.

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.