Тузы, дамы, валеты. Двор и театр в карикатурах Ивана Всеволожского

vsevolozskiyВыставка рисунков, создающих неожиданный образ эпохи правления императора Александра III, открывается 25 мая в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно».

Имя директора императорских театров Ивана Александровича Всеволожского (1835-1909) хорошо известно знатокам истории русского театра. Те восемнадцать лет (1881-1899), что он занимал должность директора, часто называют золотым веком русского императорского театра — столь важны были проведенные им реформы и поставленные при нем «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», великие балеты М.И.Петипа и Л.И.Иванова на музыку П.И.Чайковского.

Всеволожский был не только талантливым администратором, но и блестящим остроумным рисовальщиком. На выставке впервые демонстрируются его 140 никогда не публиковавшихся карикатур. Это коллекция В.П.Погожева (1851-1935), составленная из рисунков, подаренных ему автором.

karikatura1Рисунки датируются 1880-ми — началом 1890-х годов. Это период царствования Александра III, полный избыточной роскоши, время пышного цветения культуры императорского Петербурга. Замечательные, хотя отнюдь не безобидные (а часто и откровенно ядовитые) карикатуры, теснейшим образом сплетая воедино власть, двор и театр, рисуют увлекательную картину петербургской жизни. Эта коллекция выстраивает субъективную, но очень выразительную картину правления Александра III, и разворачивает целое действо, своего рода мультфильм о Российской империи.

В мире Всеволожского-карикатуриста императорский театр — центр Петербурга, а значит и всей Российской империи. Театральное представление не ограничено роскошной сценой, с высоты которой условным языком искусства повествуется о неких отвлеченно-романтических страстях. Спектакль — это еще и зрительный зал, где зрелище воплощается в жизнь, столь же декоративно-условную, формальную и просчитанную. Петербург сам представлял собою театр. Партер здесь — городская площадь, ложи — великосветские салоны, кулуары в антрактах — бульвар-променад. И везде разыгрывается грандиозный спектакль, построенный в соответствии с этикетом, изощренным придворным дресс-кодом и отточенной хореографией.

Балет «Спящая красавица» (на либретто И.А.Всеволожского и М.И.Петипа) воплотил весь блеск петербургского двора конца XIX века: умопомрачительные туалеты и бриллианты светских дам, золотое шитье мундиров, парадные обеды и балы. Нет, казалось бы, ничего более далекого от политики, чем этот балет. Тем не менее, у Всеволожского есть карикатура La table de nuit de la belle au bois dormant («Ночной столик спящей красавицы»), на которой откровенно издевательски представлены К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, Д. А. Толстой и И. Д. Делянов, главные советники Александра III, определившие дух «эпохи контрреформ». Образ из сказки Шарля Перро пригодился для создания аллегории беспросветности русской жизни.

karikatura2На рисунках нет императора, но собиравшаяся в передних Зимнего дворца камарилья представлена исчерпывающе. Здесь присутствуют знаменитые политики и светские персонажи, от всемогущего обер-прокурора Святейшего синода К.П.Победоносцева до скандально известной красавицы графини Богарне. Из политиков и придворных выстроена иерархическая лестница, как бы продублированная совсем уж нелепо-карикатурной лестницей театральной администрации.

Кроме карикатур на выставке демонстрируются рисунки, фотографии и гравюры, а также выполненные по эскизам Всеволожского театральные костюмы и расписанные им веера. Предметы, связанные с театром и светской жизнью, предоставлены Эрмитажем, музеем-заповедником «Царское Село», Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства и Театральной библиотекой Санкт-Петербурга.

К открытию выставки издательство «Кучково поле» выпустило две книги, посвященные эпохе Всеволожского. Первая из них («Тузы, дамы, валеты. Двор и театр в карикатурах И.А.Всеволожского из собрания В.П.Погожева») — это каталог рисунков с комментариями и вступительной статьей А.В.Ипполитова Вторая книга — «Силуэты театрального прошлого. Всеволожской и его время» — содержит воспоминания Погожева и статьи О.И.Барковец и В.М.Гаевского.

Выставка продлится до 25 сентября.

На фото: 1) Веер с карикатурами; 2) «Артистка П.А.Стрепетова»; 3) «Управляющий конюшенной частью полковник Мартынов».

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.