Башмачкин, где ты?

В театре «Школа современной пьесы» вновь премьера. На этот раз произведение классическое — гоголевская «Шинель».

Последние постановки Иосифа Райхельгауза напоминают шоу — яркостью, зрелищностью, развлекательностью, что дает публике досмотреть до конца действие, не устав. Для шоу важны известные лица, и театр «Школа современной пьесы» почти всегда их предоставляет. По крайней мере, в спектаклях своего мэтра. Так, в новой редакции лирической комедии «Пришел мужчина к женщине» в главной роли выступила не просто балерина, а одна из нашумевших фигур отечественного бомонда, которую не знает только слепой и глухой: ведь самый короткий путь к успеху — скандал. Так почему этим не воспользоваться театру для привлечения зрителей, которые расскажут потом знакомым, что видели Анастасию Волочкову на драматической сцене? В спектакле «Пока разливается пиво» есть и Елена Санаева, и Алексей Петренко, и Владимир Качан, и Евгений Гришковец. А вот в премьере «Шинель/Пальто» нет «звезд», зато много музыки, шума и всяческих «подстав». Первая та, что на сцене нет Башмачкина, копившего деньги на шинель, а спектакль начинается с его похорон. Все собираются не у гроба, а у длинной пустой картонной коробки. К центру первого ряда вдруг подходит дама в черном и кричит, что место, где сидит театровед Г.Заславский, принадлежит ей. Сразу ясно, что это подвох: ну, никто не будет орать перед сценой во время спектакля, а, опоздав, где-то тихо приткнется до антракта. Тут же в скандал вмешивается не контролер, а сам Райхельгауз, обещая Заславскому место в другом ряду. Но дама в черном не садится, а идет скорбеть у гроба-коробки. Кто-то из собравшихся поднимается наверх и организует там небольшой оркестр. И все закручивается в стиле шоу: песни, танцы, катание на роликах. А вульгарная дама в черном начинает пить водку с консьержкой, и та просвещает, кто такой Башмачкин и зачем он копил деньги на шинель, а не взял их в кредит. Ликбез идет весь спектакль для тех, кто не читал Гоголя, а потому и представить не может, что у нас были и сегодня есть бедные люди, а не только гламур и танцы со «звездами». Через театр теней нам преподнесли историю гоголевского чиновника, в танцах и пении показали, кто и как шил ему злополучную шинель. А то, что половины слов у консьержки и в хоровом пении не было понятно, ерунда. Донесли до зрителей главное: шинель, пальто или шубу можно украсть и во времена Башмачкина, и в наши. При этом могут не только верх снять, но и раздеть донага. И хоть нынче никому не нужны чьи-то кальсоны, но голые сейчас тоже часть современного шоу. Прикольно же, когда мужик без ничего на глазах у публики играет на саксофоне? Ну, а если вам непременно надо поразмышлять о жизни, о России и о бедности, а еще и испытать потрясение, вряд ли это будет в театре, он сегодня веселит и забавляет: ведь иначе денег не заработать.

Наталья САВВАТЕЕВА

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.