Элегантный век Елены Киселевой

Впервые в Москве Музей русского импрессионизма представит выставку произведений яркого мастера Серебряного века — Елены Андреевны Киселевой (1878 — 1974). Она принадлежит к той плеяде русских женщин, имена и творчество которых украсили отечественное искусство начала XX века, и занимает достойное место, среди таких мастеров, работавших в портретном жанре, как Зинаида Серебрякова, Елизавета Крутикова, Анна Остроумова-Лебедева. Но имя художницы было забыто, а ее творческое наследие рассеяно по частным собраниям.

Основное место в творчестве Киселевой принадлежит женскому портрету. Как писала сама художница: «Композиция или пейзаж мне были мало интересны. Я всегда была портретисткой и страстно любила изображать красивых, интересных женщин», «Главное, меня всегда увлекал женский портрет. Когда я встречала красивую женщину, я так и хотела ее писать». Ей удалось создать целую плеяду женских образов. Своими яркими полотнами Киселевой удалось запечатлеть живой облик своих современниц, создать правдивое ощущение погружения в атмосферу Серебряного века. Зритель смотрит на женское общество первых двух десятилетий XX века не спустя столетие, а как очевидец событий.

«Когда я увидела картины Киселевой на сайте Воронежского областного художественного музея, — говорит директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова — первое впечатление было бескрайнее изумление, что живопись такого качества мне совершенно неизвестна. Я привыкла думать, что первые имена русского искусства мне знакомы. И вдруг столкнулась лицом к лицу с автором, о котором никогда не слышала. Я стала искать любую информацию о Киселевой. Ее имя неожиданно возникло в мемуарах Корнея Чуковского. Писатель с нежностью рассказывает об их ярком романе, на память о котором у него остался написанный ею портрет, всю жизнь висевший в его рабочем кабинете».

Елена Андреевна родилась в Воронеже в очень образованной семье: ее отец, Андрей Петрович Киселев, был крупным математиком, чьи учебники еще помнит старшее поколение. Поступив в Академию художеств в мастерскую Ильи Репина, она стала, по его словам, одной из любимых учениц. За свою дипломную работу «Невесты. Троицын день» Киселева получила оплаченное академией пенсионерство в Париже. Она быстро приобрела известность в московских и петербургских художественных кругах. Много выставлялась в России и в Европе. Ее картины были представлены на крупнейших выставках начала прошлого века.

К сожалению, XX век не всегда был «элегантным» — после Октябрьской революции Елена Андреевна, спасаясь от голода и разрухи, покидает родную страну и вслед за мужем, профессором математики, отправляется в эмиграцию в Сербию. После переезда времени для занятий живописью становится все меньше. Имя художницы на родине было забыто, ее творческое наследие рассеяно по частным собраниям. В годы Второй мировой войны ее единственный сын с женой были арестованы и отправлены в немецкий концлагерь. В 1944 году, вскоре после возвращения из лагеря, сын умер. Написав «Портрет сына на смертном одре», Елена Андреевна навсегда оставила занятия искусством. Художница умерла в возрасте 96 лет.

Выставка «Элегантный век Елены Киселевой», созданная совместно с Воронежским областным художественным музеем имени И.Н. Крамского, впервые собрала в одном месте более 50 полотен Мастера из Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Института русского языка и литературы «Пушкинский дом», а также частных коллекций. В рамках выставки, которая продлится до 12 марта, запланирована обширная программа: лекции, тематические дискуссии и экскурсии.

Адрес музея: Москва Ленинградский проспект д. 15, стр. 11., тел: +7 495 145 75 55.

Режим работы: пн. — вс.: 11:00 — 20:00, ср.: 12:00 — 21:00.

«Портрет Любови Бродской»

В одном из писем Киселева вспоминала: «У меня был очень хороший портрет жены художника Бродского. Я ее встречала в Финляндии у Чуковских, поражена была ее эффектностью и красотой». Бродская близко общалась со многими известными артистами, художниками, писателями, состояла в переписке с Максимом Горьким, который делился с ней секретами мастерства литератора. Ее дочь, художница Лидия Бродская, писала о матери: «Она была образованной, умной, красивой женщиной. Писала стихи, любила музыку, живопись, сама рисовала, успешно работала в области декоративно-прикладного искусства».

 

«Портрет Санди»

До недавнего времени личность модели оставалась загадкой. Андрогинная внешность с молочно-белой кожей, томно опущенными веками и сочно-красными губами, краткое имя и модная одежда, подходящая как для дэнди, так и для решительной эмансипе, запутали дело. Предполагалось, что на портрете изображена некая малоизвестная актриса. Однако, на картине изображен шотландский художник Александр (Алекс, Сэнди) Стюарт-Хилл, успешный портретист, мастер символического пейзажа и дизайнер афиш.

 

«Маруся»

Это одна из лучших картин, созданная в Париже, где художница бывала неоднократно. Французская столица с ее особой атмосферой манила, Елена Андреевна возвращалась туда. Портрет изображает сестру русского художника, чье имя, к сожалению, так и осталось неизвестным. В этой картине классически правильный академический рисунок соединился с яркой декоративностью, плавными линиями модерна и колористической свободой.

В 1960-е годы именно «Маруся» привлекла внимание М.И. Луневой, сотрудника Воронежского музея им. И.Н. Крамского, которая начала поиски позабытой Киселевой и нашла письмо художницы к Илье Репину с обратным белградским адресом. В 1967 году завязалась переписка с Киселевой, которая в 1969 году передала в дар Воронежскому музею более 30 работ. В родном городе художницы состоялись четыре персональные выставки.

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.