Откуда есть пошёл русский театр

Всемирный день театра — интернациональный праздник работников Мельпомены — установлен в 1961 году и проходит по всей планете 27 марта. Но, несмотря на то, что театр существует в мире не одну тысячу лет, в России он появился совсем недавно — в 1672 году. Царь Алексей Михайлович решил в честь рождения своего сына Петра устроить забаву. Для чего поручил пастору лютеранской церкви в Немецкой слободе Иоганну Готфриду Грегори подготовить «комедию». Грегори, набрав из детей служилых и торговых иноземцев труппу в 60 человек, начал репетировать с ними спектакль на библейскую тему («Эсфирь»).

В подмосковном селе Преображен-ское построили Комедийную хоромину. Она была невелика: сажен десять в квадрате, да в вышину шесть сажен. Пол и стены были обиты войлоками, а затем отделаны красным и зеленым сукном и коврами. Царское место, выступавшее вперед, обили красным сукном, а для царицы и царевен устроили особые ложи с частой решеткой, сквозь которую они и смотрели на сцену, оставаясь невидными для остальных зрителей, сидевших на деревянных скамьях. Сцена, поднятая над полом, была отделена от зрителей брусом и перилами. На ней была устроена занавес «шпалер», раздвижением которой достигалась перемена места действия. Не забыты были и декорации — «рамы перспективного письма», изготовленные голландским живописцем Петром Инглисом.

Представление состоялось 17 октября 1672 г., и царь, пораженный этим зрелищем, просидел, не вставая с места, целых десять часов. Но, тем не менее, сия комедь не очень понравилось при дворе, потому что пьеса шла на немецком языке, непонятном большинству зрителей. Тогда было решено составить труппу из актеров, которые играли бы на русском языке, так в первую русскую театральную труппу набрали 26 «робят»-детей жителей Мещанской слободы и подьячих.

Условия жизни актеров, мягко сказать, оказались незавидными, о них мало заботились. Хотя «поденный корм» установили в размерах, таких как у квалифицированного мастера, однако выплата денег часто задерживалась. Неоднократно актеры вынуждены были обращаться к царю с челобитными, в которых, несколько сгущая краски для большей убедительности, писали: «Платьишком ободрались, сапожнишками обоносились, а пить-есть нечего, и помираем мы, холопи твои, голодною смертью». Царь смиловался и пожаловал выдавать по 4 деньги на день каждому из своих комедиантов. Расписки в получении этих денег сохранили нам несколько имен: Николая и Родиона Ивановых, Тимофея Максимова и Луки Степанова. Они вместе с Василием Мешалкиным, автором приведенной челобитной, являются первыми нашими актерами.

Алексей Михайлович становится весьма частым посетителем театральных представлений. Кроме драматических спектаклей, устраивались также и балетные, и, вообще, театральное дело постепенно стало расти. Но смерть царя (1676 г.) прекратила эту забаву. Такой внезапный конец первого русского театра лучше всего показывает его истинный характер. Если бы он был учреждением, вызванным к жизни действительными потребностями времени, он не прервался бы так неожиданно. Но, несмотря на такое чисто случайное существование, неразрывно связанное с прихотью одного лица, театр при Алексее Михайловиче оставил большой след в русской жизни и имеет продолжение по сей день.

Орест МОЧАЛКИН

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.