Последний поклон мастера

Есть люди, которые рождают идеи и смыслы, создают картины и музыку. Они свободны и независимы. Именно таким был внезапно ушедший из жизни Валерий Белякович, который 40 лет назад создал на окраине Москвы свой Театр «На Юго-Западе». Последний его спектакль в родном театре — «Макбет» по Шекспиру, где режиссер два раза успел сам сыграть короля Дункана.

«Макбет» переосмысливался Беляковичем дважды только «На Юго-Западе» — в середине 90-х и в конце прошлого года. Причем не в связи с введением в спектакль других актеров, а из-за перемен в мире, стране, и в нем самом, чутко реагирующем на все, происходящее вокруг. «Я ставлю про то, что происходит в жизни», — сказал он как-то в интервью. Вот почему «Макбет», созданный мастером к 40-летию своего театра, оказался не только страстным и мощным, как и все его спектакли, но еще и очень современным. И пусть кольчуги героев давно ушли в прошлое, но их чувства и пороки остались теми же. Их-то всякий раз и пытался раскрыть Белякович, как и в последнем своем спектакле: коль на дружбу отвечать подлостью, себе дороже выходит. Как безумные, танцуют двуликие Ведьмы танец соблазна и обмана, закрывая и распахивая блестящие врата тем, кто бежит в дыму войны от праведности или от страха. А вечные герои «Макбета» вновь пытаются разгадать предсказания этих жутких существ. И напрасно: не спасет Макбета (С. Бородинов) от расплаты ни мужество, ни ратные подвиги, а жену его (Л. Ярлыкова) — ни красота, ни энергия, ибо действуют они неправедно.

А в Доронинском МХАТе почти 20 лет идет в постановке Беляковича горьковская пьеса «На дне», пользуясь популярностью у зрителей, особенно у молодежи. «Эта пьеса гениальна и может идти где угодно: везде есть отверженные и бомжи, — говорил режиссер. — Но мне важно было, чтобы этот спектакль появился именно на сцене МХАТа им. Горького, чем я очень горжусь. Потом я ставил пьесу в Нижнем Новгороде, где родился Горький (спектакль получил премию местного правительства), в Токио, где его тоже отметили, в Лос-Анжелесе, куда меня пригласил театр «Одиссей»».

«На дне» во МХАТе смотреть интересно и из-за необычной трактовки персонажей и из-за непредсказуемого зрелища. В оформлении, сочиненном Беляковичем, напоминающем вокзал или фантастические «апартаменты», жители ночлежки легко скользят по стальным двухъярусным нарам. А то как будто «возносятся» в небо в белоснежных костюмах (художник И. Бочиришвили), где в облаках дыма происходит все, что было вчера, будет сегодня, завтра и всегда: любовь, ревность, алчность, доброта, ненависть, а главное — желание найти смысл непростой для всех жизни. В спектакле происходят сдвиги, которые изрядно меняют мотивы поступков горьковских героев. Так, Лука (И. Криворучко) уже не старец, ласково убеждающий бомжей, что все будет хорошо, а деловой прагматичный человек, часто говорящий правду, которую трудно принять. Василиса (О. Дубовицкая) — яркая красавица, жаждущая и любви, и власти, а не просто злая богачка, покупающая молодого любовника. Потому-то и появляется любопытная трактовка Пепла (М. Дахненко), который ищет родной души больше, чем красивого тела. А Сатин (В. Клементьев) здесь и вовсе не пророк, как нам всегда казалось, а лишь созерцатель, бубнящий прописные истины. Но все эти персонажи продолжают пробуждать лучшее в нас, обращаясь к поискам смысла жизни, а не денег, которые мало кому приносят счастье.

Наталья САВВАТЕЕВА

На фото: В.Белякович в роли Дункана, сцена из спектакля «Макбет».

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.