Развязка в духе времени

 

В театре «На Юго-Западе» состоялась премьера спектакля «Игроки» по мотивам одноименной пьесы Гоголя в постановке Олега Анищенко, где он сам сыграл одну из ролей.

Фанаты «Юго-Запада» помнят гоголевских «Игроков» в постановке Валерия Беляковича, которые не сходили с афиши 19 лет. Спектакль Анищенко решен по-своему и поражает энергетикой, цельностью и художественным вкусом. Режиссер добавил в классический текст знакомые всем словечки из сегодняшней жизни — «хотел-менеджер», «аниматоры по вечерам», «номера люкс», что, однако, не испортило впечатления, а вызвало улыбку зрителей. И хотя в программе написано «мистический триллер по мотивам пьесы Гоголя», сюжетная канва сохранена: в небольшой город приезжает заядлый картежник, заводит дружбу с местными «коллегами по цеху», и вместе в поисках наживы они втягивают в игру сына богатого помещика, который проигрывает им 200 тысяч рублей. В обмен на вексель приезжий отдает 80 тысяч, ведь по векселю он должен получить вдвое большую сумму. Но сын помещика оказывается нанятым артистом, а документ поддельным. Все разыграно мастерски.

В спектакле использованы интересные режиссерские приемы, например, благодаря эффекту будто бы отматывающейся назад кинопленки публике предлагаются разные варианты разговора между героями — шайкой местных городских шулеров и приезжего картежника. Такие приемы используются в кино, в театре же я с этим столкнулась впервые. Девушки, которых нет в пьесе, служат в спектакле неким зомбированным фоном разворачивающегося действа. Они то появляются в прозрачных одеяниях, грациозно танцуя под песни российской фолк-рок певицы Инны Желанной, то развлекаются с главными героями в бане, то безмолвно играют с ними в азартные игры, резко двигая головой и руками. Возникает ощущение, что это куклы-зомби, а их общий «нервный тик» говорит о неотвратимой утрате естественных человеческих эмоций в жизни людей, для которых деньги это все.

Антон Белов, играющий главную роль в шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта», представляет здесь шулера Петра Петровича Швохнева: скособоченная фигура мулата, прищемленный голос, будто ему зажали нос прищепкой, длинные распущенные волосы, ниспадающие мелкими прядями на плечи, и очки. Это одновременно делает его и смешным, и жутковатым.

Прекрасно поставлена сцена драки двух героев: Ихарева и Александра Глова, в исполнении Владимира Курцеба и Михаила Грищенко. Порой кажется, что они мутузят друг друга по-настоящему, ведь в театре, где сцена очень близко расположена к зрителю, показать правдоподобно драку невероятно трудно, а здесь полное ощущение реальности происходящего. Грищенко запомнился мне еще по спектаклю «N13», где сыграл Джека Пота, персонажа, который обслуживает клиентов. Белякович уже тогда увидел в нем характерность, которая очень пригодилась в нынешней постановке, где он играет истеричного молодого человека в облачении «отчаянного гусара». Фарид Тагиев в роли трактирного слуги Алексея (здесь это хотел-менеджер) пластичен, харизматичен и украшает спектакль.

Тем, кто читал пьесу Гоголя, спектакль запомнится оригинальной подачей материала в жанре мистического триллера, музыкой и световыми эффектами. Ну, а тем, кто эту вещь не знает, — неожиданной развязкой в духе времени.

Полина ШОРОХОВА

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.