Васса Татьяны Дорониной

 

Вот уже 14 лет во МХАТе им. Горького идет спектакль «Васса Железнова», поставленный на великую русскую актрису Татьяну Доронину.

Татьяна Доронина намного старше своей героини. Заметно ли это публике? Да. Готова ли публика воспринять эту разницу, если видит на сцене знаменитую и бесконечно любимую по фильмам, а кому повезло, и по спектаклям, актрису? Да, несомненно! И не только потому, что пьеса Горького настроена не на любовный конфликт, хотя и в этой стезе мощная натура Дорониной могла бы блистательно проявиться. Пушкинское «любви все возрасты покорны» — о ней и про нее. Актриса так сильна в этой роли потому, что в течение спектакля идет борьба — яростная, нестерпимая, которая Вассе и не нужна вовсе, но так устроена жизнь, что иначе никак нельзя.

Она появляется на сцене не сразу, а после нескольких эпизодов и разговоров других персонажей, и сразу притягивает к себе внимание зала. Поначалу потому, что многие желают ее увидеть и услышать. Но все-таки главная причина пристального слежения за каждым движением и словом ее героини другая. Именно она -эта красивая женщина с мягким, ласкающим слух голосом — несет в себе истоки земного существования. Среди всех, кто окружает Вассу, нет ни единого, кто делает дело. Одни пьянствуют, другие растлевают малолетних, третьи паясничают, шпионят, крадут, а кому-то непременно нужно разрушить основы бытия, низвергнув власть и порядок. И лишь она, несущая на плечах тяжелейшую судьбу русской бабы, мужем битой, много рожавшей, терявшей детей своих, оказывается способной созидать. Появление полноватой фигуры, тяжелая несколько проседающая поступь много работающей женщины, тревожат странной непредсказуемостью, хотя исход пьесы многим известен по фильмам и спектаклям. А ее тихую речь, взрывающуюся то ли плачем, то ли смехом, зал ловит, затаив дыхание. «Свекровь — это всех кровь!» — с силой утверждает она, и ее убежденность вдруг проникает в тебя какой-то непреложной истиной, заставляя задуматься о том, что раньше и в голову не приходило.

Сцена встречи Вассы и Рахили — одна из самых сильных в спектакле. Они идут навстречу друг к другу с двух сторон, почти стремительно, неотвратимо и непримиримо. Враги идей: для одной жизнь — созидание, для другой — разрушение. Есть две известных интерпретации Вассы Железновой в кино. Это героиня Веры Пашенной в очень зрелом возрасте, которая кажется настолько несгибаемой личностью, что интонации ее голоса, когда она предлагает мужу выпить порошок, трудно забыть. И Инны Чуриковой, которая значительно моложе своей предшественницы, и потому ее тема неразделенной любви вполне оправдана. Доронина избегает непреклонности первой и тоски по не сложившейся женской доле второй. Ее миссия иная — спасти род свой и свое дело. Но когда из граммофона льется божественный голос Леонида Собинова «В молчанье ночи чудной», который слушает не раз Васса в спектакле, мы понимаем, что силы, брошенные ей на борьбу, могут иссякнуть. Слишком разрушительная мощь вышла на арену жизни, с которой натура героини Татьяны Дорониной, изначально стремящаяся к красоте и гармонии, не в состоянии справиться. Исход ее предсказуем, а потому чудовищно трагичен.

Наталья САВВАТЕЕВА

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.