Досье для Мельпомены. Театр «Бенефис»

С Художественным руководителем театра «Бенефис» Анной Неровной судьба свела меня задолго до возник­новения театра (а «Бенефису» сегод­ня уже десять лет). Помню ее горящие глаза, одержимость идеей и понимаю, что именно таким людям — решительным, мужественным, готовым и на жертвы — и нести тяжесть, которая кажется неподъемной, и воздается сторицей. «Безумству храбрых поем мы славу», — вспомнились слова классика, и они как будто сказаны о Неровной. Все преодолела и право на свой театр выстрадала.

В чем же отличие ее театра от десятка дру­гих, возникших в конце 80-х в так называе­мых «спальных районах» столицы? Преж­де всего, в репертуаре, в котором сплошь серьезная драматургия. Неровная принципи­ально отказывается от коммерческих пьес, шлягеров-однодневок, всевозможной чер­нухи; не в чести у нее и «бытовуха». Это вовсе не означает, что «Бенефис» — театр для интеллектуалов и развлекать зрителя не желает. Будь он таким, трудно было бы, наверное, заполнить зал на сто мест: Но­вые Черемушки — район рабочий. Но «раз­влечение» идет здесь на высоком уровне Славомира Мрожека и Сомерсета Моэма, Франсуа Рабле и Алена Рене Лесажа, Алек­сея Арбузова и Нины Садур. Нет ни Птушкиной, ни Саймона, ни других сверхкассовых драматургов. Сейчас мало кто помнит, что Неровная начинала в «Бенефисе» с ре­петиций абсурдистской пьесы Эдварда Олби. А затем латиноамериканец Алехан­дро Гонсалес поставил здесь в начале 90-х спектакль по роману одного из самых «вы­соколобых» писателей мира Хулио Картасара «Игра в классику». По-моему, полу­чилось немного сумбурно, но планка-то стояла на очень большой высоте.

Любимым произведением самой Неров­ной до сих пор остается одна из первых премьер театра «Уличенная ласточка», где режиссеру удалось «возродить к жизни» одну из самых наших фактурных актрис Анну Каменкову в компании вахтанговцев Елены Ивочкиной и Евгения Князева Ее Аллочка пытается понять себя и причи­ны своих алогичных поступков («изведать душу человека» — смысл спектакля). Береж­но по отношению к автору поставлен в «Бе­нефисе» арбузовский «Марат». Прекрасная находка режиссера — появление на подмос­тках «святой троицы» из комедии дель арте — Пьеро, Арлекина и Коломбины, которые предваряют действие безмолвным коммен­тарием. И, конечно же, очень выразитель­на полная жизни Оксана Сташенко в роли Лики.

Еще одна интересная работа театра — спек­такль «Любовное турне» по пьесе Мрожека «Летний день». Мрожека принято считать абсурдистом, и к его произведениям необ­ходим хитрый ключ. Неровная, отнюдь не упрощая конфликта (оба героя, и Уд, и Неуд, стоят на грани самоубийства), тем не менее, не запутывает зрителя, предлагая ему отгадывать еще и свои ребусы. Ее спектакль в хорошем смысле этого слова понятен: он заставляет нас сочувствовать Неуду (блес­тяще сыгранному «реактивным» Александ­ром Козловым), восторгаться Дамой (Оль­га Ковылина), удивляться переменам, происходящим с Удом (Геннадий Новиков, не меняясь внешне, играет разные стороны характера своего героя). Декорации одного из наших лучших сценографов Владимира Боера, обозначая пляж, оставляют актерам уйму пространства, а художнику по костюмам Альбине Габуевой удается придать облику Дамы дополнительную загадочность.

Среди других работ выделяется мюзикл «Милые грешницы» (кажется, единственная попытка сыграть этот «неподдающийся жанр» на малой сцене), проникнутые духом импровизации детские спектакли «Мой папа самый, самый» и «Шлямпомпо». Ну, и конечно, последняя постановка театра, «салонная комедия в стиле регтайм» «Недоступная». Сейчас режиссер работает над спектаклем (снова мюзиклом) по сюжетам Островского «Сватовство по-московски» (авторы пьесы – Юлий Ким и Геннадий Гладков)

В заключение о зрителях: в «Бенефисе» даже 1 на рядовых спектаклях зал всегда полон. Знаю не понаслышке, как нелегко зазывать публику в театр на окраине, и здешним аншлагам можно только удивляться. А впрочем, не стоит. Потому что людям нравятся идущие здесь спектакли, и они с удовольствием приходят в «Бенефис» снова и снова. Приходят отдыхать, получать положительные эмоции. Приходят думать. И это, по убеждению Анны Неровной, совершенно необходимо. Необходимо нормальному человеку в конце нашего ненормального века.

 Виктор ДЕНИСОВ

апрель 1999 г.

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.