Мышиная возня как путь к свободе

В театре «Школа современной пьесы» состоялась премьера детского спектакля «Мышонок-суперсыщик» по пьесе Елены Коллеговой, признанной лучшей на конкурсе «Действующие лица» весной 2017 года.

Режиссер Олег Долин вместе с художниками Алексеем Трегубовым и Евгенией Панфиловой пошли по пути минимализма: актеры одеты в костюмы темных тонов, на них белые незамысловатые маски из строительной пены, мало отличающиеся друг от друга (кроме маски крота — самой смешной и удачной). Это можно объяснить строгостью художественного стиля (в нем, кстати, выполнена и программка к спектаклю), этаким аналогом гризайли в живописи, где гамма цветов — оттенки черного или сепии. А можно и однотипностью героев — в основном это мыши (как принято думать, серые) и кошки (хотя они бывают ярких цветов), есть и крот (эти животные также не блещут обилием красок). Но для детского спектакля довольно смелый ход, ведь маленькие зрители «клюют» не на стиль, а на яркие костюмы, декорации, детали, естественную игру артистов. В спектакле маски скрывают мимику, остаются лишь резковатые движения и голоса, которые звучат несколько утрированно, компенсируя скрытые за белым слепком пол-лица. Если режиссер решил создать спектакль в стиле комедии дель арте, то кроме масок стоило бы сделать максимально понятным действо. Не знаю, как детям, многие из которых тихо сидели и послушно смотрели на сцену, иногда смеясь, а мне, чтобы выстроить картину событий и уяснить, что произошло, пришлось прочесть пьесу. И надо отдать должное талантливому драматургу Елене Коллеговой, так как пьеса-сказка действительно удачна и не зря выиграла конкурс. Хотя Иосиф Райхельгауз часто не согласен с выбором молодых режиссеров, решающих судьбу драматургов, чьи произведения входят в лонг-лист «Действующих лиц», но отрадно то, что в театре, где проходит состязание, знаменитый маэстро дает свободу «вчерашним» выпускникам факультетов режиссуры, среди которых есть и его ученики.

Итак, в нашей пьесе не только любопытный сюжет, но и детективная составляющая, по этой причине она может быть интересна и взрослым: увлекательная история с похищением и главным героем, расследующим дело — тоже мышонком, а не взрослым профессионалом типа Коломбо или Пуаро. Шустрик сам находит своих родителей вместе с подружкой Смешинкой. Это тоже часто встречается в детективных пьесах и сценариях к фильмам: кажущаяся на первый взгляд несуразной и глуповатой, подруга или случайная знакомая предлагает свою помощь, от которой герой сначала отказывается, а потом вместе с ней раскрывает дело. В пьесе Коллеговой мышей похищали и держали в плену маг Нак-пак и его помощник Нам-раш, который был зол на весь мир из-за врожденного уродства. В итоге смекалка Шустрика и дружба мышей и крота, а также доброта сильных мира сего (Королева Мурлыка) помогают освободить пленников и наказать злодеев, посеяв в сердцах читателей и зрителей добро.

Замечательно, что режиссер привлек к постановке музыкантов, которые сидят на сцене и являются частью действа. Они играют на флейте, скрипке, клавесине, виолончели удачно подобранные для спектакля произведения Люлли, Рамо и Генделя. Особо следует отметить игру актрисы Татьяны Цирениной, мастерски исполняющей роль мыши Бабушки Пушинки — пожилого холерика, которая говорит низким надрывным голосом и порой возникает ощущение, что она вот-вот сорвет голос. А еще запоминается легкая и пластичная Ольга Грудяева (мышка Смешинка) с пронзительным звонким голосом-колокольчиком, именно ее можно назвать лицом спектакля. Кстати художник, нарисовавший программу к нему, точно уловил пластику артистов с запомнившимися маленьким зрителям жестами, изобразив персонажей на последних ее страницах.

Полина ШОРОХОВА

Фото Павла Смертина

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.