Досье для Мельпомены. Театр «Модернъ»

Уважающие себя московские зрители, как известно, не ходят без компаса в театры, расположенные за предела­ми Садового кольца. Но на­правляясь в театр «Модернъ» Светланы Враговой, что на Спартаковс­кой площади, компас брать с собой не нужно: культурно развешанные указатели доведут вас без проблем до места прямо от метро «Бауманская».

Стоя перед входом, нельзя не проникнуться священным трепетом перед этим почти мистическим ме­стом. Ведь в пяти минутах езды от­сюда 300 лет назад начинался Рус­ский Театр! Была здесь когда-то немецкая слобода, основательные, солидные жители которой, не утра­тившие еще к тому времени евро­пейских привычек, принесли в Мос­кву, «бесовское действо».     , Да и на месте самого театра до революции находилось солидное, под стать хозяевам, заведение — Хлебная биржа. Пришедшие к вла­сти новые «хозяева жизни» биржу упразднили, вместе с владельцами, разумеется. С хлебом, как извест­но, у них было туго, но по части зрелищ им не было равных.

В модерновом особняке раз­местился Народный дом — ме­сто досуга трудящихся, кото­рый, по большой части заключался в митингах и революционном словоблудии. А еще здесь был дом пионеров, кинотеатр… В общем, в середине 80-х здание осталось бесхозным. В конце концов, его получила для своего театра Врагова.

Можно представить себе, каким подвигом было для нее привести в порядок театр, убрать «географи­ческую привязку» — «На Спартаков­ской» и, переименовав в «Мо­дернъ», заставить соответствовать названию. И дело тут не только в стильных интерьерах, чрезвычайно вежливом «дореволюционном» об­ращении со зрителями, которое поначалу даже пугает при­вык­ших к совковщине людей. Дело в той атмосфере, которую создает в своем театре его хозяйка — Свет­лана Врагова.

Для нее модерн — это не только живописные «причуды» Бердсли и Врубеля, не только шехтелевские особняки на московских улицах. Это целый мир, состояние души, кото­рое не имеет ни места, ни време­ни. Причудливое, «барочное» пони­мание мира, прихотливое и оттал­кивающее, живописное и мрачное — одна из основных черт режиссер­ской поэтики Враговой. Оно связы­вает ее с традицией русского теат­ра начала века — символизмом, творчеством Вахтангова и Мейер­хольда. Ведь Врагова — ученица Завадского, и следовательно, «все­го одно рукопожатие» отделяет ее от баснословных времен грозного «Эрика XIV» и искрометной «Прин­цессы Турандот» — лучших вахтан­говских спектаклей. Но враговские спектакли — не сухая, архаичная стилизация под работы театральных модернистов 20-х годов. Врагова — одна из са­мых интересных, самых непредс­казуемых, и даже, не побоюсь это­го слова, модных режиссеров го­дов 90-х. Недавняя премьера «Расплюевскиё веселые дни», «… ищет встречи!», судьбоносная «Катерина Иванов­на», повергшая после премье­ры театраль­ную Москву в состояние легкого, необходимого шока — шока пробужде­ния от духовного сна и апатии — все это не музейные экспоната, а жи­вые, современные спектакли, соби­рающие аншлаги. Кто не верит — путь попробует купить билет на «Ка­терину Ивановну» хотя бы за не­сколько дней до спектакля.

Врагова и люди, которые с ней работают уже много лет — Олег Царёв, Сергей Пинегин и другие, — исповедуют идею «театра метамор­фоз» —театра, в котором зритель может наблюдать таинство «превра­щений людей и предметов». Иног­да ради этого приходится отступать от привычных драматургических и постановочных правил и насыщать действо танцами, пантомимой, ат­тракционами, населять спектакли внесюжетными персонажами. Без этого, например, невозмож­но было бы изобразить на сцене «бал вампиров» в «Расплюевских веселых днях». Этот самый пронзительный, самый горький спектакль театра поставлен по пьесе Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Превра­щение России в страну «ожив­ших мертвецов» было показано столь убедительно, что казалось Врагова ставит не «шутку» Сухово-Кобылина, а «Божественную коме­дию». А Олег Царев, сыгравший Вараввина, в роли «вампира» мог бы соперничать с Гэрри Олдменом, сыгравшим графа Дракулу в извес­тном голливудском фильме.

Справедливости ради следует отметить, что в «Модерне» умеют не только пугать зрителей, но и сме­шить. Для маленьких детей там есть замечательный спектакль «Зайка-зазнайка», а для больших дядей и тетей — «… ищет встречи!» — с шутками, гэгами, буффонадой.

Кроме того, сейчас готовятся к постановке «Счастливые события» Мрожека, «Театральный романс» Коляды и многое другое.

«Все жанры хороши, кроме скуч­ного». Этого банального правила, без которого немыслим театр, в «Модерне» придерживаются уже 10 лет. Надеемся, театр не изменит ему в новом сезоне и в других, предстоящих сезонах.

Валерий КОДАЧИГОВ

 

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.