Кто с кем воюет в жизни и на сцене

В театре «Школа Современной пьесы» прошел финал Международного конкурса русскоязычной драматургии «Действующие лица».

Худрук театра Иосиф Райхельгауз в 15-ый раз дал надежду на признание начинающим драматургам и режиссерам, а победителям — шанс выйти со спектаклем на сцену. Жюри в составе 52 студентов и недавних выпускников режиссерских курсов из театральных и киношных вузов Москвы, Петербурга и Минска прочло 357 пьес, пропустив в финал как всегда только 10. Интересно, что в большинстве из них сделан прицел на политику. Пьеса «Расстрелянное солнце» Дениса Касперова (отрывок из нее поставил Александр Созонов) рассказывает об опальном поэте, где ярым представителем власти выступает персонаж актера Олега Царева, который с включенной бензопилой угрожает зрительному залу и пилит «по живому» ствол дерева. В действо включена песня «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», обращение Путина и журналиста Киселева с экрана ТВ и бюстик Сталина, так что концепция ясна. В финале герой красиво вешается на шарике с горячим воздухом, стремящимся ввысь. Но зачем так порочить советское время? Чтобы мы сравнили окружающее нас «сейчас» с тем, что было «тогда» и поняли, что живем в сказке?! Опасное манипулирование сознанием, особенно молодых людей, кто советское время не застал.

В отрывке из пьесы «Ганди молчал по субботам» говорится о защите славян от иностранных захватчиков и о деде, воевавшем против нацистов, который через много лет, сойдя с ума, позвонил в рай и ушел на войну, не уточнив, на какую. Мне сразу вспомнилась фраза другого деда из фильма «Ворошиловский стрелок»: «Только не пойму я, кто с кем воюет». И сегодня это так актуально: что ни день, то война, в прямом и в переносном смысле — между странами, народами, этносами (об опасности стирания этих границ писал известный этнолог и историк Лев Гумилев). Пьеса Анастасии Букреевой «Ганди молчал по субботам» была отмечена Райхельгаузом как победитель конкурса. Вместе с ней первое место разделил Кирилл Бусидов, очень точно нарисовавший в пьесе «Соло на ржавых качелях» портрет современного хама, этакого «псевдо-интеллигента», который цинично портит людям настроение и жизнь. Эти пьесы по традиции скоро должны стать премьерными спектаклями на сцене театра «Школа современной пьесы».

Что мне решительно не понравилось в нынешнем конкурсе, так это обилие мата на сцене, порой изощренного, как в пьесе «Дятел» Алексея Житковского. Видимо, по мнению автора, герои — советские рабочие на заводе — должны непременно грязно материться для полного ощущения зрителями реальности происходящего. Причем мат в 4-х пьесах — не выплеск эмоций, а лишь связка речи, что не может не удручать. Зато приятно удивила пьеса «Луна и грыжа» Сергея Минаева в постановке Александра Серенко, выпускника РГИСИ из мастерской А. Праудина. Автор тоже обращается к «Гамлету», но в отличие от Тома Стоппарда, подвергает шекспировский сюжет анализу с точки зрения литературы, театра и геополитической ситуации в мире. Главным героем здесь является сам Уильям Шекспир, который как на суде объясняет, почему действие происходит в Дании, и вообще в Европе, и почему именно там убивают. «Наша страна ослепла и оглохла», — звучит реплика, и в голове сгущаются сумерки. Но тут декорацию в виде белого листа бумаги, которую сочно раскрашивала героиня, щедро черпая черную краску из кружки, пронзает один из персонажей и выходит к нам, открыв только что созданную им символичную дверцу — в настоящее. В мини-спектакле такой концентрат мыслей, конфликтов и диалогов, что действо воспринимается, как свежая, яркая, искрящаяся пародия, пусть и в мире гризайли, где все черно-белое. Можно отнести пьесу «Луна и грыжа» к произведениям для интеллектуалов — эрудитов, у которых взгляд на жизнь сохраняется без набившей оскомину пошлости и эпатажа.

Полина ШОРОХОВА

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.