Александр Титоренко: ЖАЛЬ, ЧТО СПЕКТАКЛЬ СЕГОДНЯ НЕ МОЙ

Главной целью зрителей в театре без сомнения является Его Величество Актёр, который влюбляет нас в себя своим голосом, смехом, улыбкой,заставляя плакать и смеяться, любить и ненавидеть, верить и надеяться.Заслуженный артист России Александр Титоренко занят во многих спектаклях МХАТа им. М.Горького, причём в ролях настолько разных, что просто диву даёшься. Здесь интеллектуалы, интеллигенты и истинные герои (Гаев в «Вишнёвом саде», Хиггинс в«Пигмалионе», Вершинин в «Трёх сёстрах», Мастер в «Мастере и Маргарите»),конформисты, аферисты и просто слабые люди (Тальберг в «Белой гвардии», ДжозефСэрфес в «Школе злословия», Маркиз Дорант в «Полоумном Журдене», Ашметьев в«Дикарке», Окоёмов в «Красавце-мужчине»). И ко всем актёр умеет подобрать свой ключик, вскрывая самую суть характера своего героя и делая его при этом милым и обаятельным.

— Александр, вы как-то в интервью сказали, будто театральный выбрали потому, что могли сдать экзамены лишь по истории, литературе и русскому. Это правда?

— Шутка, конечно. Я уже был отравлен театром и после школы поступал во ВГИК, в Щуку, в школу-студию МХАТ. Добирался только до 2-3-го тура и слетал. И только после армии поступил на курс Виктора Коршунова.

Я почитал, спел, он говорит: «Сплясать можете?» Я отвечаю:«Танцор из меня ещё тот», но стал, напевая, что-то приплясывать. А сзади шкаф стоял, большой старинный, с ножками. Я наступаю на ножку, и шкаф вдруг начинает на меня валиться, а из него посыпались книги, журналы, тетради. Я в ужасе: «Всё- провалился!» Зажим был полный. И тут раздаётся смех Коршунова. Он спрашивает:«А обратно поставить сумеете?» Я поставил. Потом, когда туры и собеседования прошли, на экзамене по литературе и русскому я не успел переписать с черновика сочинение, а это автоматическая двойка. «Всё — не поступаю!» И уже много позже узнаю, что Коршунов сказал: «Этот студент мне нужен на курсе!» И мне поставили проходную тройку.

— Каким был педагогом Коршунов?

— Очень требовательным. Но никогда не выходил из себя понапрасну. Я ценил его ещё и как актера с очень узнаваемым тембром голоса.

Кто учился вместе с вами на курсе?

— Из известных — Домогаров, Казаков, Валюшкина, она первая у нас на курсе снялась в «Формуле любви» Марка Захарова, Руденский, который активно стал сниматься.

— А у вас роман с киноискусством не состоялся?

Мастер, «Мастер и Маргарита»

— Во-первых, не зовут. А, во-вторых, нет такой потребности.Даже не знаю, что должны мне предложить, чтобы я бросил всё — и эти прекрасные роли, которые играю, и этот театр, и пошёл сниматься. Я после училища сразу попал в Московский областной ТЮЗ, им тогда руководила Виталия Фридман, которая в своё время и придумала этот самый ТЮЗ. Позже я узнал, что она, учась в Университете,занималась в театральном кружке, который вёл Немирович-Данченко. Моей первой ролью там стал Треплев в «Чайке». И у меня началась такая упоительная служба и такое количество работы, что я увлёкся, и всё остальное перестало для меня существовать. И сейчас, когда смотрю на то, что идёт по телевизору или на большом экране, думаю: «И ради этого стоит бросать театр?!»

— Почему же вы ушли из ТЮЗа?

— После Фридман стали меняться режиссёры, и однажды появился Валерий Якунин. Он поставил у нас три спектакля, где в двух у меня были главные роли, а спустя время, организовал Камерный театр и сказал мне: «Сашка, хватит играть в ТЮЗе, предлагаю тебе взрослые роли и выше зарплату!» То и другое было,конечно, немаловажно. За 10 лет я сыграл у него много интереснейших ролей, а потом перешёл во МХАТ им. М.Горького, где на меня сразу столько работы навалилось, что в полном счастье я и пребываю до сих пор.

— Вы часто выступаете в амплуа героев-любовников. А какие роли вам самому больше нравятся — героические, характерные, комедийные?

— Мне все роли интересны. У Якунина я играл Дадли, графа Альмавиву. Но ведь ещё и Билла в «Вожде краснокожих» О.Генри. Помните того недотёпу-похитителя, над которым измывается ребёнок? И меня в этой роли не то чтобы любили, но хорошо воспринимали взрослые зрители — мамы, папы, бабушки,дедушки. Уж так мне доставалось от этого мальчишки, что они меня даже начинали жалеть. Я очень люблю играть и характерные роли и комедийные.

— Как вы считаете, амплуа зависит от внешности или от внутренней сущности актёра, от его природы?

Вершинин, «Три сестры»

— Про меня говорили: внешне я герой, а изнутри характерный.Из-за этого режиссёрам приходится подстраиваться или меня как-то подгонять под свой замысел. И так, наверное, с каждым актёром: внешне выходит герой, и вдруг тенорком заверещит и подпрыгивать начнёт. Думаю, всё индивидуально.

— А важна личность того, кто с вами репетирует, создавая спектакль?

— Несомненно. Но она становится известна тебе только в процессе работы. Самая большая личность, с которой я когда-либо встречался в театре, — это Татьяна Васильевна Доронина. Конечно, мы все участвуем в создании спектакля, но, уверен, делает его всё-таки один человек — режиссёр. И этодолжна быть сильная личность. У меня был опыт в ТЮЗе: одной женщине-режиссёру дали поставить знаменитый мюзикл «Человек из Ламанчи», который шёл в«Маяковке». Она выбрала пятерых молодых актёров, раздала нам все роли и говорит: «Как вам хочется, так и будем репетировать. У меня такой метод». Мы начали репетировать, каждый что-то придумал, наворотил про себя. А в итоге спектакль не получился. Потому что ставит один человек — режиссер. И в театре обязательно должна быть диктатура.

— Кого вы считаете хорошим партнером, с кем вам легко на сцене?

— С Дорониной. Она меня ввела в свои спектакли, например, в«Вишнёвый сад» на роль Гаева. Можете себе представить, как меня колотило, как я не находил себе места во время первых спектаклей. У нас ведь много парных сцен.Но надо было видеть, как она на тебя смотрит, внимательно, доброжелательно, как готова подставить плечо, если ты оговорился, что-то забыл. Это она, которая может убить взглядом. Она сумела воспитать внимание к партнёру в нашей труппе во всех артистах.

— Как репетирует Татьяна Васильевна? В чём проявляется её видение спектакля и актёрская интуиция?

— Её репетиции — это просто упоение! Мне жаль, что они не записываются, особенно застольные. Она может показать всё — от юной девочки до старика, причём сидя в кресле, с минимумом движений рук и мимики. Всё так заточено, что повторить нельзя. Мне очень нравится, что она периодически говорит о Малом театре очень хорошие слова. К Малому театру можно, конечно,по-разному относиться, что он такой, и не такой, и мало новаторский или ещё какой, но, мне кажется, что она абсолютно права, когда говорит о правильных,изначально придуманных театральных устоях. Она, если что-то и добавляет, то для того, чтобы усилить какую-то мысль. В «Пигмалионе», например, она вставила стихи английского поэта Мильтона, которых нет у Шоу. Но так как Хиггинс часто говорит о поэзии Мильтона, которого, оказывается, в Англии считают чуть ли не главнее Шекспира, Доронина взяла сборник его стихов, а из него то стихотворение, которое точно ложится на всю нашу жизнь. У неё потрясающее чутьё!

— Вас не пугает импровизация партнера или какие-то его приколы?

— Хороший актёр всегда импровизирует. И даже если он прикалывается в тему и в нужном месте, не портя общий рисунок, то это не выбивает из колеи, а становится ещё одной краской в общей картине. Ну, а если кто-то понесёт отсебятину, поменяет мизансцену, то эта глупость выбивает всех.

— О чём вы мечтаете?

— О других ролях. О тех, которые я ещё не играл. Вот такая у меня жадность. Меня периодически выводят из некоторых спектаклей: дескать, большая занятость. А мне так жалко! Самое большое моё огорчение, когда я выхожу после репетиции вечером из театра: горят огни у входа, собираются зрители на спектакль, а я в нём не принимаю участие. И думаю с таким сожалением: «Эх, а спектакль сегодня не мой!»

Наталья Савватеева

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Один комментарий

  1. Я прочитала материал журналиста Натальи Савватеевой про актёра МХАТ имени М. Горького, заслуженного артиста России Александра Титоренко. Поздравляю ее с отличной творческой работой. Александр Титоренко производит впечатление цельной натуры, прекрасного артиста и очень порядочного человека. Спасибо за знакомство с ним! Таким артистам, как он, хочется очень искренне пожелать дальнейших творческих успехов, новых интересных ролей, самого счастливого стечения обстоятельств, удачного расположения звёзд на небе. Ведь удача,счастливый случай нужны даже тем, кто привык много, самоотверженно и честно работать. Пусть в творческой судьбе этого артиста будет ещё много счастливых моментов.

    Ирина Семенюта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.