Искусство русской вышивки XVI – начала XX века

Художественная вышивка при помощи изображений, орнаментов отражает «образ мира». Вышивка любого исторического периода предназначалась для узкой группы людей и расшифровка её смыслов, многие из которых непонятны современному человеку, превращается в «чтение для посвященных».
Первые вышивки шелками и золотом появились в Вавилоне. Постепенно вышивка приобретала социальный оттенок, становясь предметом роскоши, символом власти и богатства.
Древняя Русь переняла от Византии искусство изобразительной вышивки шелковыми и золотными нитями. С Х века вышивка обслуживала, главным образом, церковь, занимавшую главенствующие позиции в социально-политической жизни России. Храмы украшались вышитыми иконами, подвесными пеленами, покровами и хоругвями. Они выполнялись по обещанию, в благодарность, как результат усердных молений, по случаю важных государственных и семейных событий, за здравие и на поминовение души. Сюжетная вышивка Московской Руси существовала как официальное придворное искусство, предназначенное обслуживать нужды великокняжеского и царского дома, придворной знати и в некоторой степени зажиточные слои городского населения. Русская вышивка XVI-XVII вв. имела элитарный характер в силу необычайной дороговизны привозных материалов: драгоценных тканей и нитей. Средневековая изобразительная вышивка выполнялась в мастерских – «светлицах» во дворцах великих князей, царей, в боярских хоромах, в домах богатых служилых и торговых людей, а также в богатых женских монастырях.
Орнаментальные вышивки перекликались с орнаментами на предметах из серебра, на изделиях из финифти, книжных заставок, а также с узорами, созданными под влиянием привозных драгоценных тканей. Выполненные в русле орнаментики восточного и западноевропейского прикладного искусства XV – XVII вв., русские узоры между тем отличались несомненным национальным своеобразием.
В начале XVIII века реформы императора Петра I изменили на европейский манер русский придворный быт: костюм и обиход. Только «народная вышивка» сохранила верность технике и орнаментике вышивки допетровского времени. Приемы светской вышивки проникают в церковное искусство.
Русская вышивка XVIII – XIX вв. развивалась в контексте общеевропейских художественных стилей того времени: рококо, классицизма, ампира, историзма, модерна. Под воздействием европейского прикладного искусства в России появляются новые техники вышивки: теневой гладью, бисером, стеклярусом, крестом.
Мастерские женских монастырей, роль которых заметно усиливается с XVIII века, продолжали специализироваться на вышивке не только церковных, но и светских предметов. К концу XVIII в. большое значение приобретают мастерские крепостных вышивальщиц. В городах процветали мелкие и крупные мастерские, выполнявшие вышивки различной сложности.
В XIX в. усиливается роль домашнего ремесла и локальных промыслов.
Коллекция русской вышивки представлена произведениями вышивальщиц последней четверти XVI – начала ХХ века. Это облачения духовенства и предметы церковного убранства: литургические покровцы, надгробные покровы, подвесные под иконы пелены, хоругви; народная одежда разных губерний, головные уборы; светский и городской костюм и аксессуары к нему, дамское белье, а также предметы быта и интерьера: картины, полотенца, скатерти, постельное белье, ковры.

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.