Досье для Мельпомены. 25 лет «Человеку»

История театра «Человек» началась в 1975 году в студии при Московском институте связи со спектакля «Человек, победив­ший смерть». Руководила студией Людмила Рошкован, педагог, режиссер, в прошлом актриса Теат­ра имени Станиславского. Затем были «Смерть Тарелкина» Л.В.Сухово-Кобылина, «В списках не значился» Б.Васильева, «Влади­мир Маяковский» (пьеса Л.Рошкован). А потом началась борьба да выживание. Приходилось пере­бираться из одного помещение в другое. Спектакли, поставленные на одной сцене, невозможно было без потерь перенести на другую (чтобы показать «Владимира Ма­рковского» на «Театральных иг­рах в Лефортово», где он, кстати, занял первое место, Рошкован потратила месяц только на перенос спектакля).

Вскоре к этим неудобствам доба­вились новые неприятности. Как только спектакли «Человека» приобрели достаточную силу, они стали вызывать раздражение властей. Многие постановки были запреще­ны для публичного просмотра. Те­атру пришлось уйти в подполье. Так произошло и с «Эмигранта­ми», постановленными Михаилом Мокеевым в 1983 году. Несколько лет их играли для друзей и род­ственников. О спектакле заговорили. После снятия запрета на «Эмиг­рантов» можно было попасть толь­ко по спискам, а в 86-м спектакль был назван лучшим в сезоне. С на­чалом перестройки «Человек» по­ручил официальное признание и помещение — бывшую конюшню постройки 1902 года, расположенную по адресу Скатертный пере­улок д.23-А. На эту маленькую сцену не удалось перенести ни «Смерть Тарелкина», ни «Картоте­ку» Т. Ружевича, ни другие спектакли прошлых лет. Театр, игравший с аншлагами на сценах дворцов культуры, вынужден был стать ка­мерным.

Спустя три года столичные власти пошли навстречу «Человеку». В 1989 году было намечено строи­тельство нового здания на месте аварийного жилою дома. Однако помещение приглянулось коммерческой фирме «Президент Бизнес Сервис», которая незаконно прива­тизировала часть квартир в отве­денном под театр доме. «Человек» подал в арбитражный суд, который

трижды решал дело в его пользу. Но и по сей день театр ютится в бывшей конюшне.

Зрительный зал на 60 мест и две комнатки по 15 метров — все, чем сегодня располагает театр. Репети­ровать приходится ночами, а двум режиссерам здесь просто не разой­тись. Однако теснота не является помехой для режиссерских экспери­ментов. Рошкован не раз предос­тавляла свою сцену молодым постановщикам, ставшим впоследствии известными. Сергей Женовач выпустил здесь гоголевскую «Пан­ночку». Роман Козак — «Чинзано» Л.Петрушевской. Виктор Шамиров — «Не все коту масленица» А.Н.Островского.

В студию приходят не только но­вые режиссеры. Многие актеры охотно сотрудничают с «Челове­ком». Предлагаемую Рошкован иг­ровую манеру давно уже принято считать ярко индивидуальной. В рецензиях на спектакли часто встречается слово «гротеск». Сам театр далеко не чужд эксцентрики и клоунады, а в технике исполнителей иногда появляется нечто беккетовское, нечто от его заколдованных актеров-кукол, трагических паяцев, у которых каждая мышка говорит. Здесь играли Сергей Тарамаев, Дмитрий Брусникин, Ири­на Розавнова, Сергей Баталов. Именно на этой сцене к Александ­ру Феклистову и Роману Козаку пришел крупный успех. Здесь дебю­тировала Камий Кайоль. Валерий Гаркалин был приглашен на роль в спектакле «Стриптиз», когда еще не был «звездой».

Сам автор «Стриптиза» — Славомир Мрожек — назвал спектакль Рошкован лучшей постановкой своей пьесы. Многие работы «Че­ловека» неоднократно отмечались дипломами международных и оте­чественных фестивалей. А география гастролей театра обширна: ФРГ, США, Италия, Польша, Вен­грия, Великобритания, Финлян­дия, Швейцария, Аргентина, Венесуэлла.

За 25 лет репертуар «Человека» включал в себя немало, редкостей: помимо Мрожека, пьесы изыскан­ного польского писателя Тадеуша Ружевича, наиболее жесткого из испанских авангардистов Фернан­до Аррабаля, а также Даниила Хар­мса. В настоящее время здесь идет единственная в России инсцениров­ка романа «Ночные бдения», напи­санного философом Шеллингом под псевдонимом Бонавентура.

С 23 сентября по 11 октября те­атр-студия «Человек» проводит фе­стиваль, которым отмечает свое 25-летие. Зрителям представляется возможность увидеть спектакли, ставшие легендой театральной жизни перестроечной поры…

Специально для этого восстанов­лены два спектакля 80-х: «Эмигран­ты» (в ролях А.Феклистов и Р.Козак) и «Чинзано, или Итальянский вермут без антракта» (в ролях С.Земцов, И.Золотовицкий, Р.Козак). В афишу фестиваля также включены «Ночные бдения» и «Стриптиз». А завершится праздник премьерой – «Зигзаги», спектакль-посвящение А.С.Пушкину (режиссер – Л.Рошкован, в ролях А.Агапов, Ю.Болтыханов, О.Тимановская, Л.Горбатова, М.Цховерба)

Октябрь 2000 г.

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.