Революция за дверью

Музей русского импрессионизма продолжает исследования в области русского авангарда и представляет выставку «Юрий Анненков. Революция за дверью». Творчество знаменитого художника, иллюстратора поэмы Блока «Двенадцать», блистательного портретиста, в чьих работах запечатлены образы русской культуры «Серебряного века», впервые представлено в таком объёме: более 100 произведений живописи, графических портретов и эскизов к театральным постановкам из ведущих музеев и частных собраний России и Франции.
Экспозиция отражает наиболее значимые направления творчества Анненкова в России и после его отъезда во Францию в 1924 году. Зрители увидят неутомимого экспериментатора, в чьем творчестве отразился бурный и сложный период русской истории первой половины XX века.
Анненков входит в число самых дорогих русских художников, его произведения находятся в главных государственных музеях России, Франции и США и демонстрируются на международных выставках, книги пользуются популярностью у российской и франкоговорящей аудитории. Однако сам автор, подобно многим художникам русской эмиграции, долгое время не получал на родине должного признания.
В наше время интерес к его творчеству снова растет – не только на родине, где у него всегда было много тайных и явных ценителей, но и в Европе, где с конца 1990-х годов его работы регулярно появляются на аукционах.


Наибольшую известность в России и мире Анненков снискал как портретист, галерея образов его современников представлена в первой части экспозиции. Зрители увидят работы из авторского альбома «Портреты» и папки «Семнадцать портретов», в которых художник запечатлел крупнейших политических и культурных деятелей тех лет: Троцкого, Мейерхольда, Луначарского, Ахматову, Горького, Чуковского и других. Многие из этих портретов стали частью массовой культуры: их публикуют на обложках современных изданий как знаковые образы исторического периода.
Вторая часть экспозиции посвящена театру – одному из ключевых направлений деятельности художника как до, так и после эмиграции. В качестве сценографа и художника по костюмам он оформил более 70 постановок, при этом важнейшим на сцене становилось не просто воспроизведение действительности, а передача эмоционального состояния героев. Новаторское и всегда эффектное оформление спектаклей принесло Анненкову значительную популярность, он работал с лучшими режиссёрами своего времени: Николаем Евреиновым, Федором Комиссаржевским, Всеволодом Мейерхольдом и другими. Зрители увидят эскизы декораций и костюмов для многих постановок, а также для массовых зрелищ в Петрограде («Гимн освобожденному труду» и «Взятие Зимнего дворца»).

Третья часть выставки представит посетителям Анненкова-иллюстратора книг и карикатуриста, главным выразительным средством которого стала линия. Художник иронично трактовал образы и мастерски пользовался приемами их обобщения, сводил до минимума второстепенные детали и оставлял самую суть. Эта грань его таланта раскрылась благодаря Корнею Чуковскому, с которым художник был знаком с детских лет. Именно он познакомил Анненкова с Михаилом Корнфельдом, издателем популярного журнала «Сатирикон». Остроумные шаржи и карикатуры, напечатанные на страницах еженедельника, помогли художнику стать популярным. Широкое же признание пришло к Анненкову после публикации иллюстраций к поэме «Двенадцать», часть из которых входит в экспозицию.
Выставка получила название «Юрий Анненков. Революция за дверью» по французскому переводу его автобиографической «Повести о пустяках». Ее заглавие точно отражает описываемые события, когда революция происходила буквально «здесь и сейчас», за дверью квартиры. Так и значительная часть произведений, представленных на выставке, была исполнена художником в революционные годы: в них отразилась энергия эпохи, стремительный слом старой парадигмы и активное формирование новой. Название выставки метафорично: покидая молодое советское государство, Анненков оставил за условной «дверью» революцию и её последствия.

Среди известных произведений, представленных на выставке: «Вид на Пантеон из Люксембургского сада» (Центр Помпиду), «Июнь. Лес» (Государственная Третьяковская галерея), «Портрет Федора Комиссаржевского» (ГМИИ им А. С. Пушкина), «Портрет М. Э. Зарнекау (урожденной Пистолькорс)» (Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера») и многие другие.
Каждый раздел дополняют интерактивные элементы: объёмный макет, повторяющий сценографию самого известного спектакля художника «Газ», тактильные станции по мотивам картин, мастерская художника-печатника, аудиозаписи сказок Корнея Чуковского в авторском исполнении, которые помогут лучше понять и прочувствовать выставку всем категориям посетителей, в том числе гостям с разными формами инвалидности. По документальным источникам воссозданы любимые ароматы Анны Ахматовой, Айседоры Дункан и других героев картин Анненкова. Выставка сопровождается обширной просветительской программой для детей и взрослых, а также включает в себя инклюзивные мероприятия.
Кроме иллюстрированного каталога Музей русского импрессионизма издал первое фундаментальное исследование творчества Юрия Анненкова, написанное крупнейшим исследователем его художественного наследия Ириной Обуховой-Зелиньской.
Выставка продлится до 24 мая.
Адрес: Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11.
Телефон для справок: (495)145-75-55.

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.