Досье для Мельпомены. Те­атр «Глас»

«Как далеко не ездил Геродот, а в За­москворечье все-таки не был. Впрочем, мы от этого ничего не теряем», — с гор­достью писал А.Н.Островский о местах своего детства, о районе между Яки­манкой и Серпуховской заставой. Дом, где родился драматург, до сих пор сто­ит на Малой Ордынке, сохранившей свой особый старомосковский дух. Здесь почти не слышно машин и во всем чувствуется какая-то ветхозавет­ная неспешность. Именно на этой ули­це, в бывшем зданий церковной бога­дельни, недалеко от Марфо-Мариинской обители и рядом с храмом Иверской Божией Матери; вот уже два года как расположился Русский духовный те­атр «Глас».

Этот театр в некотором смысле яв­ление особое. В таком высоком стату­се — «духовный» — он, пожалуй, единственный в России, Возник «Глас» в 1989 году, когда по благословению Московской Патриархии выпускники старейшего театрального училища име­ни М.Щукина Никита Астахов и Татья­на Белевич поставили в храме Покро­ва Пресвятой Богородицы в Филях дей­ство «Светлое Воскресение», посвя­щенное 1000-летию Крещения Руси. В 1991 году создатели театра вместе с поддерживающим и напутствующим их протоиереем отцом Георгием Докукиным открыли на Центральном телеви­дении православную передачу «Огла­шенные», в которой ратовали за вос­создание храма Христа Спасителя. В том же году «Глас» получил статус го­сударственного.

«Глас» — театр православной духов­ности. «Глаголом жечь сердца людей», нести людям слово Божие — так опре­деляет его просветительскую задачу художественный руководитель и режис­сер Н.Астахов. Потому и звучат с теат­ральных подмостков библейские тек­сты, выдержки из древних патериков, изречения отцов Церкви, избранные места из житийной литературы «Четьи-Минеи». И все это сопровождается ду­ховными песнопениями — лучшими об­разцами русской литургической музыки, исполняемыми хоровым ансамблем театра (руководитель Наталья Лецкая). Здесь можно услышать и написанные по канонам православного богослуже­ния произведения и современного ком­позитора Сергея Жукова.

В репертуаре «Гласа» идут как чисто религиозные, так и светские спектак­ли. Среди первых — действо « Крест-хранитель» о новомучениках российс­ких. За созданный образ «убиенной от безбожной власти» и прославленной ныне Церковью великой княгини Ели­заветы Федоровны Татьяна Белевич получила награду театрального фестива­ля «Голоса истории». Святочный спек­такль «Это сам Христос-малютка» воз­вращает нас к старинному обычаю домашних представлений с колядками и Вифлеемской звездой. Эксперимен­тальная работа «Раб Божий Николай», в которой художественная проза Гого­ля, и прежде всего «Старосветские по­мещики», перекликаясь с его духовны­ми сочинениями, превращается в сво­еобразную философскую притчу о жиз­ни и смерти. Или «Праздников праздник», поставленный по рассказу русского священника Николая Колосо­ва, который провидчески, еще в нача­ле века, предугадал наступление безрелигиозной эпохи.

Среди светских спектаклей — «Виде­ния на холме» о судьбе трагически по­гибшего поэта Николая Рубцова, или ди­логия по рассказам Василия Шукшина «Живы будем — не помрем» и «Ванька, не зевай!».

Последние премьеры театра — пуш­кинская «Сказка о Золотом петушке» (представление для детей в постанов­ке режиссера-дебютанта Кирилла Бе­левича) и масштабное действо «Китеж» по пьесе Игоря Экономцева, написан­ной им еще в 1967 году, в бытность дипломатом (ныне он — игумен Иоанн, настоятель Высоко-Петровского мона­стыря, а также ректор православного университета имени Иоанна Богосло­ва). Лейтмотивом пьесы, в которой причудливо соединились «Сказание о Граде Китеже» и «Сказание о деве Февронии», стала тема убиения пер­вых русских святых страстотерпцев Бо­риса и Глеба.

На спектакли театра «Глас» приходят ученики религиозных воскресных школ и православных гимназий. Здесь про­ходят православные вечера-беседы, на которых выступают видные деятели церкви и богословы. Театр был удос­тоен чести выступать в резиденции Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, а на фестивале «Глас ангельской Руси» награж­ден «Ангелом трубящим».

Споров вокруг этого театра много. Не все в его спектаклях равноценно. Мно­гие критики просто не знают, как о нем писать. Но зрители приняли «Глас» в свое сердце. И его небольшой зал уже с трудом вмещает всех желающих.

Валерий КОЧНЕВ

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.