Музыкальная доминанта Москвы. Концертный зал им. П.И.Чайковского

   Сегодня мало кто помнит, что это место Москвы име­ет давнюю театральную ис­торию. Началась она в 1901 году. Тогда в трехэтажном здании на углу Триумфаль­ной площади и Тверской французским антрепрене­ром Шарлем Омоном был открыт театр «Буфф-мини­атюр». Позднее здесь разме­щался знаменитый в городе театр легкого жанра «Зон», а после революции — Театр РСФСР 1-й. В 1922 году здание было передано Театру имени Мейерхольда (ТИМ, с 1926-ГосТИМ). В течение десяти лет здесь шли знаменитые спектакли «Мистерия-буфф», «Ревизор», «Горе уму»… Но старое здание не устраивало режиссера-реформатора, задумав­шего постройку самого боль­шого в Москве театра, осна­щенного по последнему сло­ву техники. Сцена и зал должны были образовывать единое про­странство, вписанное в гиган­тский эллипс. Не планирова­лось ни портала, ни оркест­ровой ямы, ни рампы. По про­екту Мейерхольда в зале для демократической публики не должно было быть партера. В проекте он должен был стать частью сцены. Таким образом, сцена состояла из двух кру­гов — большого и малого, ко­торые могли свободно соеди­няться и разъединяться. Вра­щающиеся и подвижные по вертикали барабаны могли образовывать гибкие поста­новочные площадки. Артисти­ческие имели выход прямо на сцену. Мастерские режиссера, художника, конструктора и композитора планирова­лось разместить в «творчес­кой башне», которая должна была возвышаться над основ­ным зданием театра. Мейер­хольд мечтал о спектаклях под открытым небом. Для этой цели в зале был задуман раздвижной потолок. Правда из-за сложности механики строители остановились на — стеклянном. Для украшения фасада театра были изготов­лены мозаики, изображаю­щие отдельные сцены из спектаклей ГосТИМа.

   На время грандиозной пе­рестройки, начавшейся в 1932 году, труппа Мейер­хольда переехала в помеще­ние нынешнего театра имени М.Н.Ермоловой. Однако строительство, в разработке проекта которого принимали участие А.В.Щусев и моло­дые архитекторы М.Г.Бархин и С.Е.Вахтангов (сын режиссера Е.Б.Вахтангова), затяну­лось ввиду необычайной, сложности замысла. И когда к 1938 году зал был уже вчер­не — в кирпиче и бетоне — построен, Комитет по делам искусств решил преподнес­ти Мейерхольду своеобраз­ный «рождественский пода­рок». 7 января 38-го года вышло постановление о лик­видации ГосТИМа. После, закрытия театра и ареста Мейерхольда недостроенное здание передали Московс­кой филармонии. В1938 году в его угловой части откры­лась станция метро «Маяков­ская», а к 1940 году архитекторами Д.М,Чечулиным и К.К.Орловым была законче­на наружная и внутренняя отделка нового концертного зала, в котором многое со­хранилось от мейерхольдовского проекта, задуманного в традициях античной архи­тектуры, — необычный овал основного пространства зала с небольшим партером, тре­мя амфитеатрами и двумя ярусами балконов, а также огромный стеклянный пото­лок… В глубине сцены был встроен лучший тогда в на­шей стране орган немецкой фирмы «Валькер», привезен­ный из Петербургского собо­ра св. Петра и Павла.

   Открытие зала Московской филармонии, получившего имя П.И.Чайковского, состо­ялось 12 октября 1940 года и было приурочено к 100-ле­тию со дня рождения компо­зитора. Но уже через год, 5 октяб­ря 1941 года начался самый трудный сезон в истории концертного зала. В его под­вале было оборудовано бом­боубежище, а на крыше сто­яла зенитная установка. Во время воздушной тревоги концерты прерывались, и слушатели спускались в ук­рытие. Помещение почти не отапливалось. По воспоми­наниям очевидцев, в это время состоялись два уни­кальных концерта: один — на крыше для зенитчиков, дру­гой — на перроне станции метро «Маяковская» (после прошедшего там торже­ственного заседания в честь 24-й годовщины Октябрьс­кой революции). За четыре военных сезона в Концертном зале было дано около полутора тысяч кон­цертов, на которых побыва­ло более двух миллионов слу­шателей. Важным музыкальным со­бытием стало открытие в 1959 году нового органа, из­готовленного чехословацкой фирмой «Ригер-Клосс» специально для Зала имени Чай­ковского. Инициатором его последующих реконструкций в 1970 и 1977 годах стал со­лист Московской филармо­нии, музыкант-просветитель Гарри Гродберг. Сегодня это лучший концертный орган в нашей стране, позволяющий исполнять Музыку всех эпох и стилей.

   За 60-летнюю историю зала в его программах нашли отражение практически все события нашей культурной, музыкальной и общественно-политической жизни. С1962 года на его сцене проводят­ся прослушивания Международного конкурса имени Чайковского. Зал был ареной Всесоюзных конкурсов балетмейстеров и артистов ба­лета и даже… международ­ных шахматных турниров. В 1947 году здесь проходили съемки фильма «Первая пер­чатка». История Зала с момента открытия неразрывно связа­на с деятельностью Москов­ской государственной академической филармонии. И по сей день Концертный зал Чайковского является ее единственной собственной базовой площадкой. «Уни­верситетом, курс которого проходят и миллионы люби­телей музыки, и тысячи му­зыкантов», назвал столичную филармонию Д.Д.Шостакович — и в этом огромная зас­луга Концертного зала име­ни П.И.Чайковского.

Благодарим руководителя художественного отдела Н.В.Захарову за предостав­ленный материал.

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.