Новолуние в Замоскворечье

Театр Луны встречает 2004 год в новом здании: вместо привычного подвала е Большом Козихинском переулке он обретает прописку на Малой Ордынке, д. 31, рядом с мет­ро «Третьяковская». В числе оче­видных достоинств этого помеще­ния его легконаходимость: вышел из подземки, сделал один поворот направо и дальше чеши себе по прямой мимо дома-музея дедушки Островского, глядя на памятники истории и архитектуры.

Руководитель Театра Луны Сер­гей Проханов так определяет его (и свою собственную, разумеется) эс­тетическую программу: «Мы стре­мимся к игре с человеческим под­сознанием, хотим добиться, чтобы, сидя в зрительном зале, человек не присутствовал бы при чьей-то люб­ви или смерти, а фантазировал на эти темы». Раз уж труппа получает новое здание, то неплохо бы понять — можно ли в этих и только в этих стенах решить заявленную художе­ственную задачу?

На первый взгляд, видимо, мож­но (правда, не очень понятно, так ли уж это хорошо). Блуждание по многочисленным коридорам, пере­ход с этажа на этаж, поиск нужного тебе зрительного зала из трех име­ющихся живо напоминает путеше­ствие по глубинам подсознания. А неожиданно открывающиеся — пока, правда, в основном на потол­ках — дизайнерские красоты наве­вают в указанном контексте мысли о том, что в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и потолки, и стены.

Новое здание приспособлено ре­шать и чисто практические задачи: скажем, в одном из спектаклей Те­атра Луны актеры в течение 20 ми­нут поливают друг друга водой. Воды каждый раз запасено: в резер­вуарах очень много, тонн пять. Был случай, когда во время петербургс­ких гастролей кто-то где-то случай» но открыл (или не закрыл) какой-то крантик, в результате чего вылился бурный поток, который залил почему-то не сцену, а стоявший по со­седству крупный гастроном. Здание на Ордынке многофункционально, но как всем этим пользоваться, пока новоселы еще не разобрались. Удивляют причуды проектировщи­ков: три зала, ходы-выходы, лест­ницы, а помещений для актеров, гримерок и прочего маловато. Еле­на Кондулайнен, скажем, разделит свою актерскую судьбу (в смысле уборную) с кем-нибудь из актрис — единолично ей расположиться про­сто негде.

Это не вина Проханова — ведь здание проектировалось несколько лет назад для Театра Комедии. После внезапной смерти режиссе­ра Юрия Штрауса стройку заморо­зили на четыре года, и лишь два с половиной года назад было приня­то решение слить воедино два те­атра — Луну с Комедией, а стройку, соответственно, разморозить. Од­нако, по всей вероятности, откры­тие театра не будет означать окон­чания строительства: ведь у Про­ханова столько идей, что воплоще­ние их ни в какие сроки не укладывается. Если он на что-то жа­луется, так это на нехватку време­ни. Пока закончены и во всем блес­ке собственного естества встреча­ют и ждут зрителей вестибюль и фойе, роскошно декорированные зеркалами, стеклом, многогранны­ми призмами, скульптурой, све­тильниками и рельефами. Висячие мостики и ломаная архитектура нарушают границы этажей и опять — таки границы обыденного созна­ния: то, что перед тобой зеркало, ты понимаешь, лишь отразившись в нем, порой настолько неожидан­но, что вспоминается старый анг­лийский ребус. Англичане предла­гают определять, жив ты или умер, по тому, отражаешься ты в зерка­ле (тогда жив) или нет (тогда умер). Злопыхатели спрашивают у руково­дителя театра, не боится ли он, что в фойе у него будет интереснее, чем в зале.

Чтобы достигнуть поставленных целей (творческих, разумеется, а не дизайнерских), Проханову нуж­ны драматурги, каковых он и при­глашает к сотрудничеству (вне за­висимости от пола и возраста — мо­лодых, не очень и даже стоящих од­ной или более ногой в могиле — была бы пьеса). Да и от режиссер­ских новаций руководитель Театра Луны не отказывается. Так, вскоре начнет работу режиссер Наталия Когут. одержимая идеей «астраль­ного театра» (ею готовится спек­такль «Ра Пифагора») и предлага­ющая актерам работать в содруже­стве с психологами и психотерапевтами. Что это такое и с чем это можно будет есть — неизвестно, од­нако же чем театр хуже живописи или литературы, об «астральности» которых говорят и не морщатся? Также на новой площадке развер­нутся режиссеры Грачевский и Рутберг. Собирается играть и ставить здесь Андрей Соколов.

Предлагаемая Театром Луны ма­нера актерской игры, которую Про­ханов называет «гипернатурализ­мом», неизвестна на русской сце­не. Подсознание — вещь тонкая и многообразная. Но ничего недости­жимого нет: для примера скажем, что у великого португальского по­эта Фернандо Пессоа было аж 53 личности, от лица которых — то од­ного, то другого, то сорок девятого

— автор и писал стихи. Примерно то же предстоит делать и «лунным» актерам. Надеемся, что количество одновременно существующих на сцене раздво-, растро-… и далее личностей будет всё же удобоиграемым.

Репертуар театра в связи с рас­ширением сценического объема также увеличится. Вместе с уже из­вестными зрителям постановками появится множество новых: «Диаг­ноз — Эдит Пиаф», вариации на тему древней легенды о короле Лире и пьесы Лопе де Вега и другие. Од­нако с одной из ожидаемых пре­мьер — продолжением «Мастера и Маргариты» — у театра существуют трения с… племянником Михаила Булгакова: последний считает, что отраженная в спектакле мистерия разрытия Патриарших Прудов вхо­дит в противоречие с замыслом Булгакова-дяди. Однако Проханов надеется все уладить, и он столь оптимистичен, что хочется верить в его успех.

Но самое интересное, наверное, не премьеры, не подсознание и не интерьеры. Мысль Сергея Прохано­ва мультимедийна и интерактивна: он хочет делать спектакли, телеви­зионные передачи и большое кино в одном и том же месте. Малый зрительный зал, например, чрезвычай­но похож на павильон киностудии — при уме да при деньгах в нем можно снять что угодно. Так что режиссер Проханов, вероятно, про­сто очень хороший хозяйственник, стремящийся использовать пре­имущества натурального хозяйства и безотходного производства. Свои идеи он собирается реализовывать с помощью TV-канала «Культура». Так что ждём-с.

Вера КАЛМЫКОВА

Январь 2004 г.

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.