Премьера! Цыганский рай

«Цыганы шумною толпой / По Бессарабии кочуют», – это у Пушкина, и эти строки мы знаем с детства… Цыганский табор на оккупированной во время войны территории – этого мы не знаем вообще, но не потому, что не хотим знать, а потому, что информационное поле в отношении этой проблемы практически отсутствует. Премьера театра «Ромэн» как раз и обращена к этой теме. Спектакль-откровение, спектакль-притча, спектакль-душа… Любое из этих определений по-своему верно, но всё же наиболее удачным в плане образности является последнее, ведь новая работа – спектакль пронзительно искренний, спектакль, который не может оставить равнодушным, спектакль, в котором действительно живет подлинная душа свободного кочевого народа, и растоптать ее не могут даже полные драматизма и слез тяжелейшие испытания.

…Немецкий конвоир ведет табор к месту уничтожения – ведет в ад. На этом скорбном пути – голод, болезни и смерти, но этот путь – суровый экзамен на нравственную стойкость, ведь жизнь, полная любви и тепла, страстей и измен, ревности и кипучего цыганского темперамента, продолжается. Конвоир не спешит, ведя людей по болотам и оттягивая то страшное, что должно произойти: красоте и силе цыганской души смог воздать должное даже враг – в сущности, и не враг вовсе, а просто маленький человек, не по своей воле оказавшийся в жерле этого чудовищного кровопролития. Смерть ходит за табором по пятам, в конце концов, погибает сам конвоир, а потом и вожак, но табор, пройдя семь кругов ада, попадает в рай: куртка вожака достается его сыну, а в таборе празднуют рождение ребенка, рождение новой жизни. Эта надежда на возрождение, конечно же, – аллегория, которая заложена уже в самом названии спектакля. Это, если хотите, тот самый град Китеж, в котором больше нет ни страданий, ни горя… При этом то щемящее и светлое чувство, что рождает в душе зрителя финал спектакля, поистине дорогого стуит! Ощущение настолько сильное, практически сравнимое с катарсисом, что надо непременно увидеть этот спектакль, чтобы всё сказанное обрело свою истинную значимость.

Пьеса «Цыганский рай» Владислава Старчевского навеяна мотивами романа румынского писателя Захарии Станку «Табор», но принятое к постановке произведение – сочинение абсолютно оригинальное. Для его автора и постановщиков, режиссера Павла Боброва и художника Федора Архипова, этот спектакль – очевидное ноу-хау в осмыслении темы геноцида цыган во время Второй мировой войны. Традиции цыганского театра с песнями и танцами органично переплетены в нем с конструктивной креативностью сегодняшнего дня: перед нами – философско-психологическая театральная фреска с удивительной музыкой и пластикой, потрясающими актерскими работами и захватывающей синкретикой визуального восприятия. Наряду с ветеранами театра в спектакле занята необычайно талантливая молодежь – выпускники Щукинского училища (спецкурс Николая Сличенко) и ГИТИСа. Сегодня театр «Ромэн» находится на волне новых творческих поисков, и это первый спектакль, поставленный специально на молодых, но уже первые результаты новой стратегии внушают неподдельный и уверенный оптимизм.

Игорь КОРЯБИН

Рассказать друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.